Натан ЭЙСМОНТ — о том, как Землю может спасти "космический бильярд"

30 июня в мире отмечают неофициальный день астероида. Связано это с тем, что именно в этот день в 1908 году в Сибири упал Тунгусский метеорит. С тех пор наука продвинулась довольно далеко, сейчас такие события уже научились предсказывать. А ряд экспертов считает, что мы в состоянии даже научиться управлять орбитами астероидов.

Ведь столкновение с одним из них, а размеры у астероидов порой далеко не маленькие, грозит Земле если не уничтожением, то колоссальными разрушениями.

К слову, космические гости не так уж и редко приближаются очень близко к нашей планете. Например, 4 июня рядом с Землей проскочила комета Джонсона, по яркости сравнимая с планетой Нептун.

Кроме того, на огромной скорости к Земле несутся и обломки кометы Энке. Опасные небесные тела могут упасть на нашу планету в 2022, 2025, 2032 и 2039 годах. Главный риск состоит в том, что они, пролетая недалеко от Земли, теоретически могут с нами не разминуться.

Можем ли мы предотвратить подобную катастрофу? На вопросы "Правды.Ру" ответил Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.

— 109 лет назад упал на землю Тунгусский метеорит. Хотелось бы понять, как с того времени мы продвинулись, чтобы подобного не допустить. Российский планетолог Александр Родин в интервью сказал, что человек может научиться управлять орбитами астероидов. Это самый действенный способ защититься — кроме разрыва ракетами?

— В каком-то смысле да, это действительно так, но это не абсолютная защита. Дело в том, что открыто очень много новых астероидов со времен Тунгусского явления. Почему говорят "явление", потому что, в сущности, твердо разделяемого всеми мнения, что это был астероид, нет. Есть предположение, что это была комета. И тогда упало ее большое ядро, до Земли ничего практически не долетело. Но был заметный взрыв, который имел последствия; а их мы наблюдаем, быть может, до сих пор.

Что касается борьбы с астероидами, то здесь много всяких предложений. Одно из них такое: для того, чтобы отклонить опасный астероид, который может достичь поверхности Земли и причинить тяжелые разрушения, можно использовать астероид поменьше или часть астероида. Идея заключается в том, что этот астероид поменьше с помощью гравитационного маневра направляется на опасный астероид, встречается с ним, в результате чего траектория меняется. Такая идея была довольно подробно проработана в Институте космических исследований. Технически это реализуемо и даже смоделировано. Хотя сказать, что это довольно легкая задача, нельзя.

Тем не менее если посмотреть на список астероидов, которые потенциально опасны, значительную их часть таким образом можно отклонить. Когда я говорю "значительную часть", я имею в виду размер этих опасных астероидов. Они не должны быть слишком большие для того, чтобы можно было их отклонить. И кроме того, нужно всегда в таких случаях найти подходящий малый астероид или его часть — для того, чтобы его удалось направить на тот опасный астероид.

— Получается космический бильярд?

— Да, это космический бильярд. На самом деле, эта технология описана, опубликована. Здесь ничего сверхъестественного или технически неосуществимого нет. Но, на наше счастье, мы сейчас не знаем таких астероидов, которые представляют непосредственную опасность и скоро могут встретиться с Землей. Хотя много астероидов, называемых потенциально опасными, это околоземные астероиды. Их сейчас насчитывается около 17 тысяч. Ближайший из тех, что может встретиться с Землей, астероид "Бенну", к которому летят американцы, чтобы вернуть на Землю образцы его породы. Около 2022 года они должны долететь и в последующие 2,5 года вернуться на Землю с образцами его породы, если все пойдет гладко.

Кроме изменения траектории есть, конечно, и другие способы предотвращения столкновений небесных тел с Землей, например те, что предполагают применение термоядерной бомбы. Но это тот способ, который большинству не нравится. Отправлять космический аппарат, который несет ядерный заряд, большой риск. И даже в таком крайнем случае риск столкновения с астероидом должен многократно превышать риск неудачного запуска такого аппарата.

— Но ведь если изменить орбиту, как просчитать риски столкновения с другими космическими объектами? Получается, неизвестно куда полетит астероид?

— Вы совершенно правы. Куда он может полететь? Здесь, конечно, при таком ударе сложно точно рассчитать, нужно очень хорошо заранее знать свойства этого астероида. С "Бенну" для этого как раз образец породы везут. Но и этого может быть мало. В такой ситуации главное, чтобы летел не в Землю. Вероятность того, что он снова полетит в Землю, после такого удара несравнимо меньше, чем до того, как мы попали в него. Получается, что непосредственную опасность мы таким образом предотвратили.

— То есть взять под контроль управление космическими телами — уже не утопия, а амбициозная, но возможная реальность будущего?

— Да. Я могу вам сказать больше, в процессе решения этой задачи, я опять ссылаюсь на институт космических исследований, стало понятно, что мы можем, меняя ту же технологию, использовать опасный или другой астероид, неопасный, чтобы как-то воспользоваться его ресурсами. Здесь тоже проведено модулирование. Оказывается, возможно большое количество астероидов, применяя ту же технологию, захватить на орбиты, резонансные с орбитой Земли.

То есть такой астероид будет возвращаться к Земле, и можно отправить его в экспедицию, добыть что-то полезное, если оно есть. Или можно захватить такой астероид на орбиту Луны. Это тоже не просто фантазия: этот проект только что был отменен Трампом, а был вполне реальным проектом, который финансировался на средства американского миллиардера Кека.