Астрономы: система обнаружения космической угрозы должна располагаться в космосе

Астрономы пришли к выводу, что наземное оборудование не в силах предупредить космическую угрозу и предотвратить возможные негативные последствия от столкновения с Землей астероидов и метеоритов. Для этого система обнаружения должна располагаться в космосе, говорится в докладе российских ученых.

Современная аппаратура, которая применяется для космических наблюдений, позволяет не выпускать потенциально опасные объекты из виду. Однако чем меньше объект, тем сложнее обнаружить его и удержать в поле зрения. К примеру, астероид 2017 BQ6, который пролетел мимо Земли 7 февраля текущего года на расстоянии 2,5 млн км (больше 6,5 расстояний от Земли до Луны), был обнаружен астрономами всего за полторы недели до пролета.

Ещё хуже обстоят дела с наблюдением за объектами, диаметр которых менее 20 метров. Так, например, Челябинский метеорит, поперечный размер которого по оценкам специалистов, составлял от 16 до 19 метров, было невозможно обнаружить заранее ни при каких обстоятельствах.

Помимо оптических телескопов, есть и радиотехнические средства контроля ближнего космоса. Но в случае с Челябинским метеоритом они также оказались неэффективны. Как объясняют ученые, дальность действия самых мощных систем наблюдения не превышает 20 тысяч километров. Такое расстояние метеорит проходит менее чем за 20 минут, а этого слишком мало для реагирования. Наблюдать за объектом мешает также и его высокая скорость, не позволяющая улавливать движение космического тела.

А космические тела, приходящие с дневного неба, невозможно своевременно обнаружить с помощью никаких наземных средств, и поэтому разработка космических инструментов обнаружения космических тел и предупреждения столкновений с Землей сегодня оправдана.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что ученые предсказали столкновение с Землей обломков кометы Энке. Оно может иметь разрушительные последствия. Комета приблизится к нам уже в 2022 году, а возможность столкновения есть в 2025-м, 2032-м и 2039 годах. Об этом заявили специалисты из Астрономического института Чешской академии наук.

Столкнуться с Землей может не сама комета, а ее осколки. Учитывая размер Энке, они будут гигантского масштаба. Обрушившись на нашу планету, они вызовут серьезные разрушения.

Пора ли начинать паниковать, "Правде.Ру" рассказал Анатолий Зайцев, генеральный директор НП "Центр планетарной защиты", академик Международной академии исследований будущего (МАИБ), почетный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

"Готовиться к этому уже пора, надо создавать систему защиты. Российские ученые давно бьют тревогу. Еще есть немного времени. К 2022 году, если бы наши предложения были восприняты, мы как раз могли бы, по нашим оценкам, в течение пяти-семи лет создать систему защиты от подобных объектов — размером за несколько сот метров. Мы готовы, и это вполне по силам. Было бы реально их заблаговременно обнаружить, перехватить, отклонить или разрушить, все в зависимости от ситуации.

Так что вопрос сейчас только в политическом решении, я давно уже об этом говорил. Как только лидеры ведущих стран принимают решение, создается специальный фонд для финансирования этой работы. Это не очень дорого, порядка 5-10 миллиардов долларов, это для всего человечества копейки. Вы сравните: тратятся гораздо большие ресурсы на менее серьезные цели и задачи, а тут реальная угроза", — рассказал академик.