Прямых потомков жителей библейского Ханаана нашли генетики

Современные жители Ливана оказались прямыми потомками жителей древнего Ближнего Востока -"земли обетованной", библейского Ханаана.

К такому выводу пришли ученые из Института Сангера в Кембридже (Великобритания). По их данным, ханаанцы были помесью местных фермеров, живших на Ближнем Востоке со времен неолита, и мигрантов с востока, которые прибыли в регион примерно пять тысяч лет назад.

Ученые восстановили геномы пяти человек, которые были захоронены без малого четыре тысячи лет назад. Их останки были обнаружены на территории одного из крупнейших центров торговли древней Финикии — Сидона.

Задача перед учеными стояла очень непростая: в условиях тропического климата ДНК плохо сохраняется в человеческих останках. Однако ни вода, ни почвенные бактерии не успели добраться только до самой плотной части найденных черепов — оттуда генетикам и удалось добыть ценный материал для исследований.

Так была создана точная копия миохондриальной ДНК древних сидонцев, а уже с ее помощью ученые и попытались найти как предшественников, так и современных потомков ханаанцев.

Образцы геномов, с которыми генетики сравнивали фрагменты древней ДНК, были взяты у современных жителей территории, ранее именуемой Ханааном, — Ближнего Востока, Кавказа, Европы и Ирана. Также в исследовании использовались восстановленные ДНК из других древних захоронений. В результате выяснилось, что современные ливанцы — и есть прямые потомки ханаанцев. И только небольшая часть их генома была привнесена ассирийцами, персами или македонянами.

"Земля обетованная" или Ханаан — в библейские времена так называлась территория, простиравшаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Ее, согласно библейским писаниям, Яхве обещал иудеям, спасшимся от рабства в Египте.

Исследования ученых из Кембриджа подтверждают, что предки ханаанцев жили здесь еще со времен неолита. Примерно пять тысяч лет назад сюда пришли неизвестные племена из Ирана, которые смешались с местным населением.

Генетики раскрыли историю происхождения этих загадочных библейских народов, "поклонявшихся Ваалу и Молоху", и нашли их потомков на современной Земле. В то же время, выводы генетиков опровергают данные Библии, в которой утверждается, что ханаанцы были истреблены полностью.

В московском Доме кино прошел показ фильма "Теснота" режиссера Кантемира Балагова. В нем молодым режиссером подробно смакуются кадры казней российских солдат во время чеченской кампании.