Личинки мясных мух могут стать источником мощного антибиотика

Питерские биологи обнаружили молекулы внутри тела обычных личинок мясных мух, способные уничтожать микробов, стойких к действию антибиотиков. Ученые изучали механизмы антибактериального иммунитета насекомых, сообщает результаты исследования PLoS One.

Выяснилось, что насекомые в ответ на заражение бактериями синтезируют и накапливают в гемолимфе, аналоге крови человека, сложный набор антимикробных пептидов. Сейчас, когда возникла опасность, что все антибиотики потеряют свою эффективность и медицина вернется в "темные века", ученые начали искать антибиотики и похожие на них молекулы в самых неожиданных местах.

Питерские специалисты нашли целый коктейль из подобных молекул, изучая один из самых "грязных" видов живых существ — личинок обычных мясных мух. Они живут в тотальной антисанитарии в кусках гниющего мяса, где останками животных, помимо самих опарышей, пируют и миллиарды бактерий-сапрофитов. Возникает вопрос — почему эти микробы не убивают личинок мух?

Для ответа на этот вопрос ученые вырастили большое количество опарышей синей мясной мухи (Calliphora vicina), извлекли белковый экстракт из их крови и проверили, как этот "коктейль" подействует на различных микробов, поражающих человека и присутствующих в гниющем мясе. Оказалось, что белки мух могут подавлять размножение и уничтожать не только обычных болезнетворных микробов, но и те их штаммы кишечной палочки и стафилококка, на которые не действуют "антибиотики последней надежды" — цефотаксим, карбопенемы и ванкомицин.

Изучив структуру этих белковых молекул, ученые пришли к выводу, что они уничтожают микробов, блокируя различные стадии синтеза белков и повреждая их ДНК. Дальнейшие эксперименты показали, что смесь, произведенная культурами иммунных клеток насекомых, действует на микробов столь же эффективно, что и ее природный аналог. Как считают ученые, она может помочь медикам отдалить тот момент, когда антибиотики полностью перестанут работать, помогая уничтожать биопленки, стойкие к действию существующих сегодня лекарств.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что немало опасных бактерий, в том числе и почти неуязвимые "супермикробы", стойкие к действию антибиотиков, способен убить мощный антисептик, обнаружен учеными в крови комодских варанов.

По мнению биологов, это даже нечто большее, чем антисептик или антибиотик: белок VK25 не только убивают множество разных микробов, но помогает затягиваться ранам, стимулируя рост клеток кожи и уничтожая бактериальные пленки.

"Все это указывает на то, что данный белок можно использовать в качестве основы для крема для лечения ран", — рассказывают Моника ван Хук (Monique van Hoek) из университета Джорджа Мейсона в Фейрфаксе (США) и ее коллеги.

Ученые обнаружили тысячи новых вирусов, неизвестных науке