Гражданскому атомному флоту России - 45 лет

Сегодня, в пятницу исполняется 45 лет гражданскому атомному флоту России.

Отсчет его истории ведется с 3 декабря 1959 года, когда на первенце отечественного гражданского атомного флота — атомном ледоколе "Ленин" был поднят государственный флаг, сообщили в Мурманском морском пароходстве (ММП).

Сразу после ввода в строй флота ММП, "Ленин" прошел первое успешное испытание льдами на Балтике и затем на протяжении 30 лет никому не дал повода усомниться в своих уникальных возможностях преодоления ледовых преград в суровых условиях Арктики.

Советские конструкторы и строители сумели создать корабль, не требовавший длительной научно-экспериментальной обкатки, готовый с первого рейса к нормальной эксплуатационной деятельности.

В октябре 1961 года впервые с борта "Ленина" прошла высадка на льдину в районе острова Врангеля дрейфующей станции "Северный полюс-10Ф".

В мае 1971 года впервые в истории освоения Арктики атомоход совершил высокоширотный рейс, севернее всех островов Евразии, и провел из Мурманска на Дальний Восток ледокол "Владивосток".

В апреле 1976 года "Ленин" провел дизель-электроход "Павел Пономарев" к полуострову Ямал, где впервые была осуществлена выгрузка грузов на ледовый припай, а арктическая навигация была открыта на три месяца раньше обычных сроков.

Последовавшие за "Лениным" другие атомные ледоколы также оставили в истории освоения Арктики заметные достижения.

В августе 1977 года новый атомоход второго поколения "Арктика" впервые достиг географической точки Северного полюса, что до сих пор не удавалось ни одному надводному судну.

Благодаря атомоходам, за семь лет, начиная с 1970 года, навигационный период в Арктике был продлен с пяти до десяти месяцев. Объем перевозок грузов в зимний период увеличился в 36 раз.

В мае 1978 года с помощью атомных ледоколов "Сибирь", "Ленин" и ледокола "Капитан Сорокин" было положено начало круглогодичному плаванию на трассе Мурманск-Дудинка для обеспечения грузоперевозок Норильского комбината.

В 1987 году атомный ледокол "Сибирь" совершил высокоширотный рейс с беспрецедентной в истории арктического мореплавания многоцелевой научной экспедицией. Во время рейса атомоход снял с дрейфующей льдины состав научной станции СП-27 и открыл станцию СП-29, а также достиг Северного полюса с научными целями.

В августе 1990 года впервые атомоход "Россия" доставил на Северный полюс иностранных туристов. В последующие годы эти рейсы стали регулярно осуществлять до пяти раз за летний сезон атомоходы "Советский Союз" и "Ямал".

"У России, располагающей наибольшим по протяженности в мире арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой суровой стихии на планете, и 45 лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что данная стратегия себя оправдала", — подчеркнули в ММП.

РИА "Новости" сообщает, что в данный момент на борту первого атомного ледокола "Ленин" ведется реконструкция и переоборудование его в музей освоения Арктики и Северного морского пути. Постановка атомохода "Ленин" на вечную стоянку запланирована на ноябрь 2005 года. Помимо музея, на его борту предполагается создать и Аналитический информационный центр радиационной безопасности, а также бизнес-центр.

Обсудить