Новое открытие добавило загадок в тайну исчезновения древней цивилизации

Геологи из Имперского колледжа Лондона заявили, что одна из первых цивилизаций Земли в долине реки Инд вряд ли погибла от пересыхания рек.

Такое открытие ставит под сомнение все современные теории о том, как возникали и росли города в древних цивилизациях мира и как на этот процесс влияли доступные им природные ресурсы, сообщает журнал Nature Communications.

Вопреки текущим представлениям, исчезновение крупной реки, а не ее появление, запустило процесс роста Индской цивилизации и ее крупнейших городов-государств, уверены ученые.

Индская, или Хараппская, цивилизация начала приходить в упадок после 1900 года до н. э. Ученые связывают это с изменением климата в регионе, который из-за ослабления муссонов стал холоднее и суше. С другой стороны, полученные недавно данные по климату Земли за последние десять тысяч лет, показывают, что климат Индостана радикально менялся и в более ранние исторические эпохи, что заставляет ученых спорить о том, почему Хараппская цивилизация не исчезла раньше.

Оказалось, что эти споры не имеют смысла, так как наличие или отсутствие рек никак не влияло на жизнь Мохенджо Даро и других крупнейших городов долины Инда. Как сегодня считают ученые, река Сарасвати, если она действительно существовала, протекала по территории современной пустыни Тар, и она могла пересохнуть примерно 2 тысячи лет назад из-за того, что один из ее притоков, Сатледж или Ямуна, резко поменял свое русло из-за климатических сдвигов или каких-то геологических процессов.

Спутниковые снимки, полученные НАСА и другими космическими агентствами в последние годы, показывают, что на территории Калибангана и его соседей присутствует достаточно большой желоб, Гхаггар-Хакра, который может быть руслом Сарасвати или какой-то другой древней реки. По мнению Гупты, он является древним руслом реки Сатледж, так как его северный конец находится очень близко к ее текущим истокам.

Лондонским ученым удалось найти следы этого желоба внутри древних городов Индии и собрать образцы грунта с его дна. Когда ученые вычислили возраст самых верхних слоев этих пород по продуктам распада урана и тория в зернах песка, их ожидало крайне неожиданное открытие — оказалось, что река изменила свой ход не четыре тысячи, а восемь тысяч лет назад, задолго до исчезновения и даже появления Индской цивилизации.

Иными словами, история появления и исчезновения Индской цивилизации переворачивается с ног на голову — она появилась тогда, когда Сатледж и Сарасвати пересохли, а источником воды для нее были, по всей видимости, временные реки и озера, возникавшие в будущей пустыне Тар во времена сезонов дождей. Как именно города могли выживать и развиваться в таких условиях, пока не понятно, а история их исчезновения стала еще более загадочной.

Данное открытие делает Индскую цивилизацию уникальной по сравнению с Древним Египтом и Месопотамией, чье существование и развитие напрямую зависело от Нила, Тигра и Евфрата. Их сравнение может помочь историкам понять, что именно помогало жителям долины Инда выживать в таких условиях и раскрыть причины исчезновения их цивилизации.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что британские археологи раскрыли причину того, почему знаменитая Индская цивилизация, возникшая на границе между современными Индией и Пакистаном, просуществовала несколько тысячелетий.

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Anthropology, выживание большинства древних цивилизаций зависело от одного критически важного фактора — доступа к воде.