На Церере нашли следы жидкого океана

Астрономы выяснили, что на поверхности Цереры в далеком прошлом мог быть жидкий океан. Об этом свидетельствуют каменистые и ледяные частицы с газовыми клатратами, которыми покрыта поверхность карликовой планеты, сообщает Journal of Geophysical Research.

Церера считается полноценной карликовой планетой наряду с Плутоном, заметную часть ее массы образует водяной лед. Возможно, в прошлом, когда радиоактивный распад в ядре подогревал карлика, этот лед был жидким полностью или частично. Это подтвердили данные с космического зонда Dawn.

Антон Ермаков и его коллеги из Лаборатории реактивного движения NASA попробовали прояснить судьбу этого древнего океана. Авторы проанализировали данные о минеральном составе Цереры, а также о ее гравитационном поле, полученные при точных наблюдениях за траекторией полета зонда вокруг карликовой планеты. Гравитационные аномалии поверхности карлика связаны с тремя крупными кратерами (Керван — 284 км в диаметре, Ялоде — 270 км, Оккатор — 92 км) и высочайшей горой Ахуной (4,5 км в высоту).

Такие аномалии должны быть связаны с неравномерным распределением материала и неодинаковой плотностью подповерхностных слоев планеты в разных участках. Это позволило ученым заключить, что геологическая активность на Церере если и не сохраняется до сих пор, то существовала в совсем недалеком прошлом.

Эти же данные позволили уточнить плотность верхних слоев Цереры, которая оказалась сравнительно невысокой и характерной для льда. В то же время, прочность поверхностной корки намного выше, чем это может быть у ледяной коры. Авторы пришли к заключению о том, что кору Цереры образует смесь из кристаллов льда и минеральных солей, каменистых фрагментов и ледяных клатратов. В полостях кристаллической решетки клатратов заключен газ, и хотя плотность их не выше обычного льда, такая структура может быть на 2-3 порядка прочнее него.

Ученые полагают, что в прошлом на поверхности Цереры существовали куда более выраженные топографические элементы, однако со временем они сгладились. Произойти это могло при перемещении более плотных верхних слоев через сравнительно податливый нижний — именно эту роль и мог сыграть древний "океан" карликовой планеты. Эта вода вряд ли могла существовать долго, и уже к 4 млрд лет назад практически вся улетучилась в космос или замерзла. Однако, теоретически, некоторое количество воды под поверхностью Цереры может до сих пор оставаться в жидкой форме.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что ученые пришли к выводу, что раньше экосистема Марса была похожа на земную. Но жизнь на планете погубило тепло, излучаемое Солнцем. В результате долгих исследований выяснилось, что ранее Марс обладал густой растительностью, и, возможно, на планете даже обитали разнообразные животные.

Но жизнь на Красной планете погубило Солнце, которое оказало слишком сильное на обитателей. Предполагается, что из-за повышенных температур постепенно испарились все запасы воды на планете, что привело к гибели всех живых организмов.

Найдены кандидаты на роль "Планеты Икс"