Клетки рака кожи "научились" противостоять химиотерапии

Американские ученые из университета Пенсильвании пришли к выводу, что рак кожи не поддается лечению потому, что его клетки научились противостоять химиотерапии.

"Раковые клетки оказались очень умными. Когда лекарства блокируют один из главных каналов их роста, они активируют другие цепочки генов, позволяющие им использовать альтернативные стратегии роста и размножения. Это приводит к развитию еще более агрессивных форм болезни", — пишут ученые в статье журнала Nature.

Причиной развития меланомы и других форм рака кожи является длительное пребывание на солнце. Ежегодно в России диагностируется до 9 000 новых случаев заболевания меланомой, являющейся наиболее распространенной злокачественной опухолью, которая быстро дает метастазы. В последние годы ученые создали несколько новых типов химиотерапии, при использовании которых врачи вводят в организм пациентов не одно, а несколько разных типов лекарств, подавляющих размножение раковых клеток. Изначально лекарство работает очень хорошо, фактически полностью останавливая рост метастаз, но через примерно полгода рак становится неуязвимым.

Ученые проследили за тем, как меняется работа раковых клеток в тех случаях, если они живут в среде, где присутствует большое количество молекул подобных веществ. Они надеялись остановить рост опухоли и сделать ее уязвимой для атак иммунных клеток.

Как оказалось, эта остановка роста на самом деле несет за собой еще большую угрозу для здоровья пациента — часть раковых клеток действительно погибает, но их более удачливые "соседи" перестают использовать BRAF для своего роста и переходят на работу с другой цепочкой генов, связанных с ферментом PAK. Как и его "коллега" BRAF, данный белок не только стимулирует рост клеток, но и блокирует работу механизмов клеточного самоуничтожения.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что вакцины против рака, разработанные онкологами из США, Германии и Австрии, являются безопасными и клинически эффективными для профилактики меланомы.

Это было доказано в ходе эксперимента, в котором принимали участие шесть добровольцев. При этом у четверых испытуемых рецидивов заболевания не наблюдалось на протяжении 25 месяцев.