Возраст Вселенной измерят новым способом

На днях стартовал один из самых крупных научных экспериментов последнего десятилетия. Совместная команда ученых из Германии и Великобритании объявила о том, что гигантский детектор гравитационных волн GEO 600 приступил к работе.

Специалисты из лаборатории Ганновера (Германия) при помощи GEO 600 будут заниматься обнаружением гравитационных колебаний, которые возникают во Вселенной во время коллапса черных дыр или взрыва массивных звезд.

При помощи полученных данных астрономы и физики смогут понять многие процессы, происходящие в космосе и, возможно, уточнить ряд научных теорий, в том числе точнее узнать возраст Вселенной.

Стоит отметить, что GEO 600 - это не единственная такая лаборатория, ее аналог Ligo (Laser Interferometer Gravitational Wave Observatory) расположен в США и уже работает, а примерно через год похожая лаборатория заработает и в Италии.

В том случае если все три лаборатории будут работать одновременно, то ученые смогут получить сверхчувствительный научный прибор для обнаружения гравитационных возмущений в космосе. Более того, наземные лаборатории будут получать данные от орбитальных спутников, которые будут регистрировать вспышки гамма-лучей и других видов радиации, происходящих в результате появления или исчезновения какого-либо объекта во Вселенной.

Пока ученые неохотно распространяются на тему того, как именно будет происходить обнаружение гравитационных волн. Известно только что лаборатории, подобные GEO 600, используют сверхточные лазерные установки в очень длинных тоннелях. Когда гравитационные волны проходят сквозь такие тоннели лазерные лучи начинают преломляться и оборудование сразу же фиксирует эти данные.

Специалисты объясняют, что в отличие от электромагнитных волн и видимого излучения гравитационные волны очень слабы, однако их уникальность заключается в том, что они действуют в любых условиях практически без изменений.

Физики-теоретики утверждают, что гравитационные волны настолько универсальны, что вероятнее всего действуют абсолютно одинаково во всех измерениях в отличие от световых или электромагнитных.

С технической точки зрения в GEO 600 использовано точнейшее оптическое оборудование, так как специалистам придется работать с отклонениями лазерных лучей, которые будут измеряться размерами нескольких атомов.

Наибольшая эффективность GEO 600 будет достигнута при изучении гравитационных колебаний, возникающих от черных дыр, уверен профессор Джим Хоу из института гравитационных исследований при Университете Глазго (Великобритания).

Помимо этого, физики говорят, что при помощи такого оборудования человечеству откроется возможность узнать какие-либо принципиально новые моменты о нашей Вселенной.

"Дело в том, что Вселенная темная и многие загадочные объекты просто скрыты от нас в темноте, при помощи Geo 600 мы возможно их увидим", - уверен Хоу.

Кроме этого, ученые не теряют надежды на обнаружения каких-либо реликтовых гравитационных волн, возникших около 13 миллиардов лет назад, когда произошел Большой Взрыв, передает CyberSecurity.ru.