Венера - это Земля после глобального потепления

В облаках Венеры возможно существование жизни, утверждают американские ученые, представившие результаты своего исследования в журнале Astrobiology.

На раскаленной поверхности планеты жизнь какого-либо организма практически невозможна, однако, как утверждают ученых, микробы вполне могут существовать в толстом слое облаков, окружающих Венеру и несущих функцию своеобразного солнцезащитного экрана.

"Венера — действительно ужасное место", — говорит профессор Эндрю Ингерсолл из Калифорнийского Технологического Института. "Если бы вы смогли добраться до ее поверхности через толстый слой серных облаков, то обнаружили бы сущий ад, где нет ни капли воды", — заявляет он, отмечая при этом, что такое положение вещей существовало далеко не всегда.

Земля и Венера — сестры В прошлом Земля и Венера были крайне похожи по своему климату и геологическому строению, однако впоследствии в земных океанах возникла органическая жизнь, тогда как на Венере, которая располагается ближе к солнцу, океаны испарились, что привело к возникновению невиданного по своим масштабам парникового эффекта.

"Сейчас Венера — всего лишь уродливая сестра нашей планеты", сокрушается Ингерсолл.

Впрочем его коллега из Техасского Университета в Эль-Пасо, Луис Ирвин, считает, что изменения климата на Венере могли протекать также медленно, как и на Земле. В этом случае микроорганизмы могли приспособиться к неуютному существованию на жаркой планете. В пользу его теории говорит и тот факт, что два года назад австрийские ученые обнаружили микробов в земных облаках, температура и атмосферное давление в которых крайне сходны с венерианскими показателями.

Противники этой теории ссылаются на солнечное излучение, которое способно убить любую жизнь, однако сторонники существования жизни на Венере считают, что облака могут служить надежной защитой от солнечных лучей.

Более того, профессор Дэвид Гринспун из Колорадо выразил мысль, что ультрафиолет мог быть использован венерианскими организмами для фотосинтеза. "То, что для одних смертельно, для других может быть пищей", — замечает он.

NASA всех помирит Сейчас ученые озабочены тем, как договориться с NASA о запуске к Венере зонда для сбора образцов местных облаков. "Если там есть жизнь, то мы ее обязательно обнаружим", убежден Гринспун.

Надо сказать, что нынешнее заявление американцев уже не первое за последние годы. В 2002 году американские ученые заявили, что химический состав облаков, находящихся в верхних слоях атмосферы Венеры, может свидетельствовать о том, что на планете есть жизнь.

Используя данные российских зондов серии "Венера" а также данные, полученные американским зондом Pioneer Venus и зондом Magellan, ученые изучили состав воды в облаках Венеры и пришли к заключению, что странности их химического состава могут быть объяснены исходя из предположения, что на планете существуют микробы.

Однако большинство астробиологов отнеслись к этому предположению скептически, полагая, что нескольких капель воды в облаках недостаточно для возникновения жизни.