Раскрыта тайна легендарных скифских лошадей

Недавно в России и Казахстане были обнаружены останки легендарных скифских лошадей. Ученым удалось восстановить их ДНК и раскрыть секрет знаменитых коневодов этого древнего народа при помощи выделенной геномы.

Так была получена первая "фотография" скифской лошади. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

По словам Людовика Орландо из университета Копенгагена (Дания), в своей работе ученые постарались выйти за пределы мифа о том, что скифы были агрессивными воинами, пьющими кровь врагов из их черепов.

"Мы хотели понять, как эти люди установили ту уникальную связь с лошадьми, которая стала их определяющей чертой и визитной карточкой", — рассказывает ученый.

По мнению исследователей, человек приручил лошадь примерно 3,5-4 тысячи лет назад. И если поначалу лошади были только пищей, то потом их стали использовать в хозяйстве. Предположительным предком домашних скакунов считаются как ныне существующие лошади Пржевальского, так и вымершие в 20 веке тарпаны.

Удивительное открытие ученым удалось совершить пять лет назад, когда они смогли извлечь и расшифровать обрывки ДНК из костей лошади, пролежавшей в вечной мерзлоте Аляски около 700 тысяч лет. Это натолкнуло ученых на мысль, что захоронения лошадей в схожих условиях на юге Сибири и на севере Казахстана, в знаменитых могильниках скифов, можно использовать для раскрытия секретов одомашнивания скакунов и их эволюции.

Скифы, жившие на территории степей Центральной Азии и Алтая около четырех тысяч лет назад, были одними из первых народов, кому удалось приручить лошадей и научиться скакать на них верхом. Многие ученые уверены, что особенности анатомии и устройства ДНК скифских скакунов могут быть наиболее близкими к предполагаемому предку всех домашних лошадей.

Недавно авторам статьи улыбнулась удача — в Туве, в курганном комплексе Аржан-2, были найдены останки нескольких сотен скифских лошадей, захороненных вместе с их предполагаемыми хозяевами в вечной мерзлоте. Аналогичная находка была сделана в окрестностях села Берель на северо-востоке Казахстана, где казахстанские и российские археологи нашли непотревоженный курган с останками 13 лошадей, захороненных с предполагаемым вождем местных скифов.

Ученые смогли восстановить и "прочитать" геномы сразу 13 скифских лошадей. Их ДНК ученые сравнили с геномами современных коней, лошадей Пржевальского, древней 700-тысячелетней лошади и кобылы возрастом в 4 тысячи лет, чьи останки были найдены в окрестностях Челябинска. Выяснилось, что скифские лошади были очень пестрыми — среди них были как черные, так и гнедые, каштановые и "кремовые" скакуны, так и даже кони, напоминавшие по своей расцветке пятнистых орловских рысаков.

Эти лошади, как отмечают ученые, были носителями мутаций, увеличивавших толщину костей и улучшавших их беговые качества и способность быстро проходить короткие дистанции. Это говорит о том, что скифские селекционеры отбирали только самых быстрых, выносливых и резвых лошадей. Еще одной интересной их особенностью было повышение активности генов, связанных с производством молока, которое скифы использовали для производства кумыса и других напитков.

Тот факт, что в захоронении не обнаружилось лошадей-родственников, говорит о том, что скифы активо торговали этими животными, то есть, скакунов у них было много. Возможно, что самых красивых лошадей отбирали для сопровождения умерших вождей в иной мир. Ученые высказали и другое предположение: скифы могли не вмешиваться в естественную жизнь лошадиных табунов, что помогло избежать близкородственого скрещивания.

По мнению ученых, их исследования говорят против существующей теории о том, что все современные лошади имеют общего предка. Таким образом, потеря генетического разнообразия произошла тогда, когда современные селекционеры стали выводить идеальную породу, а не в процессе одомашнивания лошади.