Ученые раскрыли секрет Человека-паука

Группе германских и швейцарских ученых удалось выяснить, как паукам удается удерживаться на гладких вертикальных стенах, поверхностях с отрицательным наклоном и даже потолках.

В ходе экспериментов исследователи изучали структуру лапок паука Evarcha arcuata при сильном увеличении, сообщает Science Daily со ссылкой на научный журнал Smart Materials and Structures.

Как оказалось, на каждой лапке имеется небольшая область, состоящая из тончайших волосков. Каждый такой волосок, в свою очередь, состоит из десятков тысяч еще более тонких щетинок, способных взаимодействовать с поверхностью на молекулярном уровне при помощи сил ван дер Ваальса.

Последние имеют очень небольшую энергию (порядка 40 кДж/моль) и зачастую не проявляют себя на фоне более мощных сил. Однако, хотя каждый отдельный волосок и не создает нужного сцепления, суммарная сила притяжения от сотен тысяч щетинок достаточно велика. В частности, 600 тысяч микроволосков позволяют пауку, вися на потолке, выдерживать вес, в 170 раз превышающий его собственный.

Предполагается, что открытие ученых, в перспективе, поможет создать принципиально новые материалы, которые будут применяться при производстве альпинистских перчаток, клейкой ленты со сверхвысоким сцеплением, специального пластыря для стягивания ран, костюмов для космонавтов и т.д.

Следует также заметить, что пауки — не единственные существа на нашей планете, использующие при передвижении силы ван дер Ваальса. В частности, аналогичным образом устроены и конечности небольших ящериц гекконов, покрытые миллионами крошечных щетинок, соединяющихся с поверхностью на молекулярном уровне.