Ученые установили, почему голубые бриллианты умеют менять цвет на красный

Американские исследователи проанализировали десятки редчайших светящихся в темноте голубых бриллиантов, и это помогло ученым не только установить причину этого явления, но и найти «отпечатки пальцев» драгоценных камней.

Долгие годы наука не могла объяснить, почему после облучения ультрафиолетом голубые бриллианты светятся в темноте красным светом, и почему другие окрашенные алмазы не ведут себя так же? Самым крупным голубым бриллиантом в мире считается алмаз «Надежда» - вес его составляет 45,52 карата. Именно он впервые показал людям, что голубые алмазы могут при определённых условиях становиться красно-рыжими, как угольки в костре.

Этот камень и ещё 66 более мелких его природных аналогов были исследованы группой сотрудников американской военно-морской исследовательской лаборатории, Смитсоновского института и университета Пенсильвании.

«Интригу добавлял тот факт, что большинство голубых бриллиантов светится вовсе не красным, а зелёно-голубым светом», — говорит ведущий исследователь Салли Маганья.

Чтобы понять отчего после облучения ультрафиолетом знаменитый бриллиант и его "собратья" некоторое время испускают красный свет, учёные использовали различные спектроскопические методы. Оказалось, что каждый такой камень обладает «отпечатками пальцев», о которых ранее люди не подозревали. Учёные предполагают, что такое свечение свойственно лишь голубым бриллиантам из-за присутствия в их структуре примесей атомов бора, который дает специфическую окраску камням в дневном свете.

Примечательно, 5 из 67 голубых бриллиантов все же не светились после облучения - физики предполагают, что они имеют другую структуру, нежели все остальные камни. Точно так же вели себя искусственные алмазы, исследованные учёными ранее, – не светились. Статья ученых с этим открытием опубликована в январском выпуске журнала Geology, сообщает Мембрана.