Загрязнение воздуха оценит лишайник

Уникальную методику оценки уровня загрязненности воздуха разработали ученые из Московского Физико-технологического института. Ключевым "компонентом" новой разработки стал… лишайник.

В статье, опубликованной в Journal of Applied Spectroscopy, ученые рассказали о необычном свойстве этой группы живых организмов: они способны поглощать соединения металлов из загрязненного атмосферного воздуха. Исследователи выяснили, как это негативное свойство данных организмов можно сделать полезным для человека.

Кроме того, лишайники совершенно неприхотливы, произрастают на деревьях, камнях, металлических конструкциях, не нуждаются в почве и способны расти при минимальной освещенности.

По словам профессора МФТИ Эдуарда Трухана, поэтому можно сказать, что лишайники являются хорошим кандидатом в индикаторы экологического состояния местности и оценки рисков для населения.

Экспериментируя с лишайниками, растущими в лесах в окрестностях Долгопрудного, Дубны и других городов в окрестностях Москвы, ученые заметили, что физические свойства этих организмов, заметно меняются при накоплении в лишайнике ионов различных загрязнителей.

Подсветив лишайник лазером, можно обнаружить следы этих загрязнений. Получив данные по концентрации железа, марганца и ряда других металлов в лишайниках, ученые сравнили эту информацию со сведениями по уровню загрязнения воздуха в определенных районах Подмосковья и прилегающих областей, которые были собраны метеостанциями Росгидромета.

Удивительно, но "лишайниковый" детектор опасных веществ достаточно четко отражал то, что на самом деле содержалось в воздухе, и фиксировал те же различия в уровне загрязненности атмосферы, которые были найдены метеостанциями.

Подобные результаты, как считают ученые, позволяют использовать лишайники в качестве своеобразных живых аналогов экологических станций, не требующих ухода и работающих без остановки на протяжении фактически всего года.

Напомним, ученые все чаще задумываются о применении естественных или синтетических форм жизни для очистки окружающей среды от различных загрязнителей, которые крайне сложно или дорого ликвидировать химическим путем.

Как рассказывала "Правда.Ру", решить глобальную проблему с полиэтиленовыми мешками, загрязняющими окружающую среду, помогут гусеницы большой восковой моли. Как известно, полиэтилен составляет почти 40% всех материалов, используемых для упаковок товаров. Гусеницы Galleria mellonella — враг пчел, потому что питаются они воском и прополюсом. Видимо это выработало у гусениц способность переваривать и пакеты. Ведь воск — это тоже полимер, только натуральный.