Ученые ищут обломки Тунгусского метеорита

Группа итальянских ученых выступила с новым предположением о том, где могли приземлиться обломки Тунгусского метеорита. Тунгусский метеорит - вероятно, астероид или комета - вошел в верхние слои атмосферы 30 июня 1908 года. Мощность его взрыва была равна мощности тысячи атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Взрыв повалил тайгу в районе сибирской реки Подкаменная Тунгуска (отсюда название метеорита) на площади в 2 тыс. квадратных километров.

Исходя из свойств взрыва, ученые полагают, что какие-то обломки небесного тела должны были долететь до земли. Они искали воронку или кратер. Но до сих пор на местности никаких следов удара найти не удалось.

Группа геологов из Болонского университета утверждает, что под описание такого кратера подходит озеро Чеко в Эвенкийском автономном округе. Чеко - неглубокое озеро, но его дно имеет форму воронки, чего не наблюдается в других озерах этой местности. Кроме того, на глубине в 10 метров ученые обнаружили необычный участок, который может представлять собой либо уплотненный осадок, либо обломок космической породы.

Специалисты по столкновениям космических объектов с Землей отнеслись к выводу группы Лонго скептически. По их словам, озеро Чеко слишком мелкое, имеет необычную для кратеров эллиптическую форму, которая могла возникнуть только при очень остром угле падения, и возле него стоят деревья возрастом более ста лет, тогда как все деревья на месте падения метеорита в 1908 году были повалены.

Ряд компьютерных моделей показывает, что крупных обломков метеорита могло не уцелеть вовсе, а мелкие - около сантиметра - были разбросаны на сотни километров вокруг. Итальянские ученые обосновывают свое предположение тем, что метеорит мог лететь на сравнительно небольшой скорости, а приземление в болотистой таежной местности было «мягким». Именно этим они объясняют тот факт, что окружающая территория пострадала относительно мало.

Озеро Чеко не обозначено ни на каких географических картах до 1929 года, однако оно расположено в отдаленном, труднодоступном районе, который ранее мог быть исследован недостаточно. Летом 2008 года ученые собираются в новую экспедицию к озеру. Они намерены провести бурение плотного участка дна, который они обнаружили в процессе геофизических исследований, и установить, действительно ли в этом месте залегает обломок метеорита. Их исследование опубликовано в журнале Terra Nova, передает Би-би-си.