Анатолий ЗАЙЦЕВ — о том, почему нужно срочно защищаться от угроз из космоса

Ученые предсказали столкновение с Землей обломков кометы Энке. Оно может иметь разрушительные последствия. Комета приблизится к нам уже в 2022 году, а возможность столкновения есть в 2025-м, 2032-м и 2039 годах. Об этом заявили специалисты из Астрономического института Чешской академии наук.

Столкнуться с Землей может не сама комета, а ее осколки. Учитывая размер Энке, они будут гигантского масштаба. Обрушившись на нашу планету, они вызовут серьезные разрушения.

Как поясняют ученые, нет никаких оснований полагать, что какое-то достаточно крупное небесное тело нацелено непосредственно на Землю. Однако, столкнувшись в космосе с другими объектами, астероид может изменить траекторию. Его осколки могут не разминуться с Землей. Речь идет об астероидах диаметром от 200 до 300 метров, столкновение которых с нашей планетой закончится катастрофой глобального масштаба.

К слову, о глобальных угрозах для нашей планеты ученые говорят постоянно. Вот и недавно исследователи спрогнозировали катастрофы, которые ждут Землю и ее обитателей в ближайший миллиард лет. Так, уже через пятьдесят тысяч лет наступит ледниковый период. К тому времени исчезнет Ниагарский водопад. Через 500 тысяч лет наша планета столкнется с астероидом диаметром в один километр. Правда, далеко не все из этих угроз реальны.

Однако в этот раз опасность действительно существует, уверен Анатолий Зайцев, генеральный директор НП "Центр планетарной защиты", академик Международной академии исследований будущего (МАИБ), почетный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Эксперт рассказал "Правде.Ру" об опасности кометы Энке.

— Нам уже пора паниковать?

— Готовиться к этому уже пора, надо создавать систему защиты. Российские ученые давно бьют тревогу. Еще есть немного времени. К 2022 году, если бы наши предложения были восприняты, мы как раз могли бы, по нашим оценкам, в течение пяти-семи лет создать систему защиты от подобных объектов — размером за несколько сот метров. Мы готовы, и это вполне по силам. Было бы реально их заблаговременно обнаружить, перехватить, отклонить или разрушить, все в зависимости от ситуации.

Так что вопрос сейчас только в политическом решении, я давно уже об этом говорил. Как только лидеры ведущих стран принимают решение, создается специальный фонд для финансирования этой работы. Это не очень дорого, порядка 5-10 миллиардов долларов, это для всего человечества копейки. Вы сравните: тратятся гораздо большие ресурсы на менее серьезные цели и задачи, а тут реальная угроза.

Главное то, что все базовые технологии у нас есть, мы могли бы создать систему защиты. Но пока, если мы будем только рассуждать и надеяться на то, что пронесет, в любой момент, к сожалению, космические тела могут уничтожить целиком все человечество либо принести довольно больше потери. Я считаю, что готовиться надо. И срочно.

Я уже тридцать лет этой проблемой занимаюсь, огромные наработки у нас есть в стране, есть за рубежом. Есть специально разработанная концепция создания системы планетарной залиты, мы ее называли "Цитадель". То есть можно превратить Землю в неприступную крепость для таких космических угроз.

Есть у нас прототипы космических аппаратов, на базе которых можно создать систему обнаружения эффективную для изучения этих опасных небесных тел. Есть аппараты, ракеты-носители для выведения аппаратов-перехватчиков с ядерными, кинетическими устройствами, здесь все будет зависеть от времени повреждения, от размеров этих объектов, угрожающих Земле. То есть все уже давно проработано. Еще в середине девяностых годов активно эти работы велись и в нашей стране, и американцы свои работы вели. Сейчас это дело, к сожалению, у нас пошло по нисходящей в связи с известными событиями девяностых годов. Тем не менее мы, инженеры, ученые — все, кто этими проблемами занимается, — готовы создать такую систему защиты. Вопрос только в решении. Сами понимаете, что это должна быть международная система.

— Все обывательские представления большинства о способах планетарной защиты — из фантастических фильмов. Например, когда сбивают взрывчаткой с земли — либо приземлившись на комету. Это все действительно может стать реальностью?

— В фильмах это все преувеличено, специфика жанра, не все корректно с научной точки зрения показано. Тем не менее все технологии, чтобы обнаружить объект, изучить его и его характеристики, подлететь к нему и оказать воздействие, действительно есть. Наиболее эффективный метод — это ядерный взрыв, многим это не нравится, я знаю, в смысле того, что есть запреты на проведение ядерных взрывов в космосе. Но здесь нужно принимать решение очень жестко: сами понимаете, если идет угроза существования всего человечества, то, соответственно, выбирать не приходится.

Если изначальные условия позволяют, можно действовать и более простым и безопасным способом: это кинетический удар. Космический аппарат подлетает к телу и сталкивается с ним, создается небольшой импульс и отклоняет его с траектории. Есть масса статей, масса работ у нас в стране, за рубежом.

— Комета Энке — это главная угроза сейчас, или есть какие-то еще действительно серьезные опасности?

— Есть поговорка: предупрежден — значит, вооружен. Дело в том, что мы успеваем отследить ничтожную часть того, что вокруг нас летает: астероиды, кометы… В прошлом году было обнаружено почти полторы сотни астероидов, которые прилетели в сферу притяжения Земли, в радиусе миллион километров всего лишь. Могу констатировать, что в неделю два-три астероида пролетают недалеко от нас. Ситуация очень опасная; по оценкам астрономов, это астероиды размером от нескольких десятков метров, типа известного всем нам Челябинского метеорита, порядка двадцати метров и выше. То, что удается отследить и вовремя обнаружить, — это примерно тысячная доля того, что вокруг нас летает. Поэтому, к сожалению, глобальную катастрофу можно ожидать в любой момент.

А комета Энке, поскольку она известна и походит все ближе… За ней сейчас начнут усиленно наблюдать астрономы. Может быть, в следующем году или через несколько лет окончательно убедятся в ее параметрах и опасной траектории полета. Как в случае с пресловутым астероидом Апофис, его открыли в 2004-м, и десять лет все время шел разговор: упадет — не упадет. В итоге он в 2013 году пролетел очень близко от Земли. Американцы провели радиолокацию этого астероида; к сожалению, не мы. Они уточнили его орбиту, доказали, что он не опасен, по крайней мере, в обозримом будущем.

— Возможно, эта комета сдвинет с мертвой точки проблему создания международной системы защиты?

— Не знаю. Честно говоря, особых иллюзий мне не приходится строить. Может быть, подтолкнет в очередной раз. Помните, после Челябинского метеорита тоже зашевелились вроде бы все, потом все сошло потихонечку на нет. Оптимизма особого нет у меня в этом плане. Уже тридцать с лишним лет этой проблемой занимаюсь, и, честно говоря, много разговоров, но дел очень мало, к сожалению. Тут нужно рассказывать общественности — и не просто пугать. Нужно говорить, что технологии есть, нужно собираться и делать — вместо того, чтобы санкциями заниматься и прочими неприятностями на Земле. Давайте объединим усилия и создадим такую систему защиты, потому что нас может снести в любой момент, все человечество.