Аналитический ум подрывает веру в Бога

Логическое мышление способствует атеизму

Логическое мышление способствует атеизму. 257705.jpeg

Психологи из Университета Британской Колумбии пришли к выводу о том, что аналитическое мышление уничтожает веру в бога. Статья исследователей появилась в журнале Science, сообщает Лента.ру.

При этом даже человек с хорошо развитой интуицией может усомниться в вере, если начнет решать сложные задачи, уточняет Утро.ру.

Еще в 2011 году ученые опубликовали в Journal of Experimental Psychology результаты исследований, согласно которым чем больше человек доверяет интуиции и использует ее в своем мышлении, тем он сильнее верит в Бога. Так называемое интуитивное мышление специалисты противопоставили аналитическому, которое, наоборот, приводит слишком много аргументов против существования Бога.

Эту гипотезу и проверили сотрудники университета Британской Колумбии Уилл Жерве и Ара Норензарян. Они провели два эксперимента с 650 студентами из США и Канады, которых случайным образом разделили на две группы. Членам первой группы давали смотреть картинки и решать задачи, активизирующие аналитическое мышление, в то время как во второй группе показывали картинки и задачи, активизирующие интуитивное мышление. После этого испытуемым предлагалось ответить на несколько вопросов. Ответы респондентов выявляли уровень их религиозности.

Во второй части эксперимента ученые раздавали испытуемым два варианта вопросников. В первом текст был напечатан обычным шрифтом, а во втором — сложным для чтения (ранее психологи установили, что разбор написанного сложным шрифтом текста активизирует аналитическое мышление человека). Сравнив результаты разных исследований, психологи пришли к выводу о том, что рациональное мышление действительно снижает уровень религиозности.

GlobalScience.ru приводит слова одного из ученых Ары Норензаряна: "Наша работа подтверждает результаты предыдущих экспериментов в этой области, которые указывали на прочную связь "интуитивного" мышления с религией. Мы также доказали в своей работе, что воздействием на аналитическую мыслительную систему в мозге можно подорвать интуитивную веру, хотя бы на определенное время".

Тем не менее ученые не склонны на сто процентов доверять результатам. В частности, они отмечают, что заявляемый людьми уровень религиозности может не соответствовать действительному. Также специалисты указывают, что изменения при включении аналитического мышления совсем небольшие.