Разработка российских ученых: инфаркт победят наночастицы

Наночастицы, способные накапливаться в поврежденных участках сердечной ткани, создали российские ученые. Разработка позволит оценивать тяжесть инфаркта и в будущем даже доставлять лекарства прямо в сердце.

Об этом говорится в статьях, опубликованных в журналах Biomedical Optics Express и Drug Delivery.

"Требуются дальнейшие исследования в области биораспределения, токсичности и эффективности кардиопротекции с использованием данного типа наночастиц, чтобы утверждать, что выбранные нами наночастицы можно использовать на практике", - объясняет Дмитрий Сонин из Первого государственного медицинского университета имени Павлова в Санкт-Петербурге, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.

Основной причиной смерти  людей в пожилом возрасте в большинстве развитых стран мира является сегодня ишемическая болезнь сердца,  инфаркт миокарда и прочие проблемы с сердцем и сосудами.  В последние годы биологи, химики и даже физики работают над созданием систем ранней диагностики инфаркта, которые бы позволили предсказать развитие проблем с сердцем и предотвратить их развитие на самых ранних этапах, когда угроза для жизни пациента минимальна.

Сонин и его коллеги сделали большой шаг к реализации этой задачи, создав особые наночастицы из кремнезема, способные накапливаться внутри поврежденной сердечной ткани, пострадавшей от недостатка кровоснабжения.

Эти наночастицы, как объясняют ученые, можно наполнить как светящимися молекулами для оценки масштабов инфаркта, так и лекарствами для стимуляции роста сердечной ткани и подавления негативных последствий от массовой гибели мышечных клеток сердца. Когда такая частица попадает в поврежденное место и "застревает" в ткани, она постепенно растворяется и высвобождает молекулы лекарства и красителя, не трогая при этом здоровые участки сердца.

Работу данных наночастиц ученые проверили на крысах, у которых они искусственно вызвали инфаркт и попытались подавить последствия от его развития, используя краситель ICG и аденозин - ключевой компонент одной из "букв"  ДНК, благотворно влияющий на поврежденную сердечную ткань.

С возложенными на них задачами наночастицы справились успешно: они "подсветили" опухоль и доставили в нее лекарство, при этом не вызывая побочных эффектов, таких как резкое снижение давления или нарушение ритмов работы сердца, которые обычно возникают при простом введении аденозина в кровь.

Напомним,  томские ученые разработывают дистанционно управляемые нанокапсулы, которые позволят быстрее решать проблемы закупорки сосудов головного мозга, а также предотвращать риск возникновения инсульта. Как сообщили в пресс-службе Томс­кого по­ли­тех­ни­чес­кого уни­вер­си­тета, управлять нанокапсулой с лекарственным препаратом будут с помощью магнитного поля. Благодаря разработке лекарство попадет именно в ту часть головного мозга, где произошла закупорка, возник тромб или случилось иное повреждение.