Собаки будут "вынюхивать" рак

О том, что собаки обладают уникальным нюхом, было известно всегда, но тот факт, что эти животные способны распознавать присутствие раковых клеток в организме у своего хозяина, удивило даже самих ученых. Ученые давно подозревали то, что рак может издавать специфический запах, который недоступен для человеческого носа, в отличие от собачьего. Однако дальше догадок дело не шло. Теперь же этот факт был подтвержден в результате научного исследования, проведенного в одной из британских больниц, в Бакингемшире.

Еще в 1989 году в медицинском журнале "Ланцет" появилась статья, в которой рассказывалось о женщине, обратившейся к хирургам с просьбой удалить родинку с ее ноги. Женщина жаловалась, что ее собака постоянно пыталась облизывать и даже кусать это место. Проведенные анализы показали, что родинка представляла собой смертельную опасность для женщины — это была меланома — один из видов рака кожи. К счастью, диагноз был поставлен вовремя, и хозяйку "умной" собаки удалось спасти.

Известны и истории о таком необычном поведении собак тех хозяев, кто был болен раком внутренних органов.

Каролайн Уиллис совместно с коллегами из больницы Амершама решила проверить гипотезу о том, что собаки действительно способны "диагностировать" рак.

Исследователи попытались натренировать группу собак на то, чтобы определять мочу пациентов, больных раком мочевого пузыря, от здоровых людей.

Курс обучения длился семь месяцев. В эксперименте участвовали шесть собак различных пород. Под конец седьмого месяца собаки были способны ставить диагноз в 22 случаях из 54. Такое соотношение представляет 41% успеха, что во много раз больше случайного совпадения (приблизительно 14%).

Во время эксперимента произошла необычная история. Все собаки единодушно указывали на пробу мочи пациента, у которого не было рака мочевого пузыря. Врачи решили обследовать его более тщательно. И, действительно, после проведенных дополнительных анализов оказалось, что пациент был болен раком почки.

По словам ученых, лучшими "диагностами" проявили себя спаниели.

"Собаки способны распознавать запах рака, который очень сложно уловить всеми существующими на сегодня химическими методами", — говорит Уиллис.

Исследователи надеются составить химическую "карту" рака, чтобы в будущем использовать ее для создания специального оборудования для диагностики этого заболевания.

Работа ученых была опубликована в Британском медицинском журнале.

Следующим этапом в работе ученых будет исследование способности собак в диагностике других видов рака, в том числе рака кожи.