"Коллайдер будущего" создадут на основе проекта российских ученых

Разработанный учеными Института ядерной физики Сибирского отделения РАН будет положен в основу при разработке самого большого в мире циклического "коллайдера будущего". сообщил журналистам замдиректора по научной работе института Евгений Левичев. Грандиозный проект планируется реализовать в Европейском научном центре ядерных исследований в Швейцарии.

По словам Левичева, после того, как на Большом адронном коллайдере был открыт знаменитый бозон Хиггса, в ЦЕРНе задумались о строительстве новых перспективных установок. В 2014 году там стартовала программа FCC — амбициозный проект создания "коллайдера будущего" с периметром в 100 километров, в то время как окружность Большого адронного коллайдера — около 30 километров.

"Это беспрецедентная установка для изучения физики микромира, такой в истории Земли еще не было. Нам этот проект показался очень интересным, и мы решили предложить в ЦЕРН свой проект. Какое-то время он существовал вместе с тем, что предложили наши коллеги в ЦЕРНе, а в этом году именно наш вариант принят как базовый. Дальше именно этот вариант будет развиваться", — заявил Левичев.

Он отметил, что, по планам ЦЕРНа, к 2018 году должен быть готов полноценный концептуальный проект, на основе которого затем будет принято окончательное решение, будет ли этот масштабный проект реализован.

Ученый объяснил, что весь будущий проект является комплексом коллайдеров. Первая очередь — электрон-позитронный коллайдер с максимальной энергией в одном пучке 175 ГэВ (гигаэлектронвольт). Он предназначен для изучения свойств бозона Хиггса, но главная задача — создать инфраструктуру (тоннель и другие сложные инженерные сооружения), которые затем будут использоваться протон-протонным коллайдером с тем же периметром, но уже энергией в одном пучке 50 ТэВ (тераэлектронвольт), недостижимой в настоящее время.

"Согласно последнему сообщению из ЦЕРНа, есть указание на возможное обнаружение за пределами Т-кварка новой частицы. Это говорит о том, что коллайдеры на сверхвысокую энергию могут быть очень интересны. То есть там, где еще не ступала нога человека, есть новая физика", — сказал ученый.

Левичев добавил, что ЦЕРН принял за основу именно проект Института ядерной физики, так как сибирские ученые применили и уже опробовали на своих коллайдерах новаторский метод встречи пучков Crabwaist, который позволяет увеличить производительность (светимость) коллайдера примерно в 100 раз по сравнению с традиционным методом. Полученный эффект уже досконально изучен российскими учеными, после этого они и предложили применить его для большого коллайдера, а коллеги из ЦЕРНа, согласились.

Напомним, как рассказывала Правда. Ру, эксперименты группы Большого андронного коллайдера были поразительно успешными. Первые ученые доказали существование неуловимого бозона Хиггса. "Частица Бога" — ключевой строительный блок Вселенной — и это, казалось бы, хорошо на пути к познанию "темную материю" — ранее не обнаруженная теоретическая возможность того, что в настоящее время считается составляют частицами материи во Вселенной.