Взрыв неминуем: красного гиганта из созвездия Орион "перекосило"

Астрономы предупреждают: Бетельгейзе может взорваться в любой момент

Расположенный в созвездии Орион красный гигант — звезда Бетельгейзе — может взорваться в любой момент, утверждают ученые. К такому выводу они пришли, детально изучив очень качественное изображение небесного объекта.

Снимок Бетельгейзе, одной из самых ярких звезд на небосводе, опубликовали астрономы из Дублинского института перспективных исследований. Изображение было получено в Чили с помощью расположенного там крупнейшего в мире радиотелескопа ALMA.

Красный гигант хорошо заметен на небе — он расположен чуть выше и левее трех ярких звезд — так называемого пояса Ориона. Звезда по своим размерам огромна и ученые наблюдают за ней с тревогой.

Внешняя оболочка звезды, как выяснили ученые, нагрета неравномерно. Из-за этого ее перекосило. По мнению астрономов, причина этого явления в аномалиях магнитного поля, которые сотрясают звезду и заставляют ее пульсировать.

Кроме того, в поведении этой звезды отчетливо заметны симптомы того, что она готовится стать сверхновой — вот-вот взорвется. Произойти это может в ближайшие несколько тысяч лет.

Вспышка от взрыва осветит чуть ли не половину Галактики. Выброшенное вещество с колоссальной скоростью унесется в космическое пространство, бомбардируя попадающиеся по пути планеты, уничтожая взрывной волной и радиацией на них жизнь.

Надвигающаяся катастрофа никак не затронет Землю — слишком уж велико расстояние до этого красного гиганта. Вот если бы взрыв сверхновой случился в радиусе 30 световых лет — тогда это было бы опасно. Надо сказать, что на нашу планету уже обрушивались два взрыва сверхновой. Впервые это случилось 7 миллионов лет назад, а следующий раз — еще через пять миллионов лет.

Об этих катаклизмах рассказали изотопы космического происхождения, обнаруженные в донных океанских отложениях. Среди "чужаков" — железо-60 с периодом полураспада 2,6 миллиона лет. Его содержание в несколько тысяч раз превышает то, которое могло бы попасть на Землю с космической пылью. Такая концентрация могла быть получена только во время ближайшей сверхновой. А произошли взрывы примерно в 325 световых годах от нас. Наши предки не пострадали — все-таки, взрыв был далекий, но вот климат подпортился — тогда произошли резкие похолодания.

Так что, взрыв Бетельгейзе нам ничем не грозит — она расположена еще дальше, на расстоянии примерно в 600 световых лет. Однако, на жизнь на Земле это повлияет: излучение от взрыва, достигнув нашей планеты, может вызвать мутации в организмах.

Кстати, как считают ученые, два предыдущих взрыва сверхновых даже пошли на пользу землянам — они дали мощный толчок развитию разумной жизни. Именно в это время от человекообразных обезьян выделилась еще одна ветвь — люди.

Было это примерно 7 миллионов лет назад. А вот 2 миллиона лет назад наши предки потеряли шерстяной покров на теле, зато у них одновременно увеличился мозг. Вполне может быть, что благодаря этому люди научились использовать огонь для приготовления пищи.