Огонь заразил наших предков туберкулезом

Ученые: Открытие огня нашими предками привело к появлению туберкулеза

Ученые заявили о неожиданном последствии от освоения огня нашими предками - эволюция туберкулезной палочки и ее проникновение в организм человека. Пепел и дым костров, который проникал в легкие древних людей, могли способствовать развитию туберкулеза, пишет журнал PNAS.

Известно, что возбудитель туберкулеза - это микобактерия Mycobacterium tuberculosis или "палочка Коха". Только после ее открытия Робертом Кохом в конце 19 века и появления первых вакцин человечество начало эффективную борьбу с этой болезнью, которая убивала миллионы людей. Считается, что туберкулез стал причиной гибели 90% популяции индейцев после открытия европейцами Нового Света. На данный момент туберкулез все еще остается одной из основных причин смерти от бактериальных инфекций.

Даррен Карно (Darren Curnoe) из университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (Австралия) и его коллеги считают, что в открытии огня были не только позитивные стороны, но и одна большая негативная черта — дым и пепел костров, особенно внутри пещер, который забивал дыхательные пути и снижал иммунитет. Ослабление иммунитета привело к тому, что бактерии - предки палочки Коха, которые изначально не были приспособлены для заражения людей, начали модифицироваться для распространения воздушно-капельным путем.

Ученые изучили данную теорию с помощью компьютерной модели племени древних людей. Виртуальное племя жило в условиях распространяющихся спор предположительного предка Mycobacterium tuberculosis. Часть из этих "племен" знала секрет огня и была в какой-то степени приспособлена к инфекциям легких, а другие люди — жили без огня и обладали здоровыми легкими.

Ученые наблюдали за тем, как виртуальные группы предков заражались бактериями и как предполагаемые микробы эволюционировали со временем. Огонь заметно увеличивал заражения будущей туберкулезной палочкой и повышал скорость накопления мутаций в ее геноме. Тем самым изначальное предположение исследователей подтвердилось.

Как отмечают ученые, многие другие болезни, которые не может искоренить медицина сегодня, могли возникнуть похожим образом. Вполне возможно, что наиболее серьезные болезни человечества - это "дары цивилизации" и последствия культурно-исторического развития. Более глубокое изучение этого вопроса позволит ученым понять, как технический прогресс влиял на здоровье всего человечества в целом.