«Человеческий фактор» в судьбе прибрежных экосистем

Ещё со времён Римской Империи хозяйственная деятельность человека имеет разрушительный эффект на экосистемы прибрежных вод. Их загрязнение, а также другие эффекты человеческой деятельности ведут к снижению видового разнообразия растений и животных обитающих вблизи населённых пунктов и промышленных зон.

Морские биологи изучили 12 типов прибрежных экосистем в Европе, Северной Америке и Австралии. К сожалению, результаты, полученные ими и опубликованные в журнале Science, малоутешительны. Учёные рассмотрели «человеческий фактор», начиная с древнейших времён. Исследователи полагают, что меры, предпринятые в 20 веке для сохранения уникальных прибрежных экосистем своевременны, но недостаточны.

Исследователи из США, Канады, Австралии и Панамы использовали археологические, исторические и экологические «летописи», для выяснения масштабов человеческого воздействия на прибрежные экосистемы в течение последних 2500 лет. Они обнаружили, что истощение природных ресурсов имело место уже во времена Римской Империи, ускорившись в Средневековье, с приходом 20 века оно начало расти экспоненциально. Наибольший ущерб прибрежной флоре и фауне был нанесён именно в 20 веке. С ростом населения земного шара, с развитием промышленного производства и сельского хозяйства, антропогенная нагрузка на морские экосистемы резко увеличилась.

Среди тех, кто пострадал первыми, были млекопитающие, птицы и рептилии. Они гибли, гибнут и будут гибнуть не только от хищнического истребления, но и от других результатов жизнедеятельности человека (например, сброс нефтепродуктов в море приводит к катастрофическим последствиям).

По сравнению с другими океаническими экосистемами, типа коралловых рифов, прибрежные экосистемы до сих пор не избалованы вниманием общественности. К сожалению, мы просто приняли их медленную деградацию. Исследователи говорят, что усилия по сохранению видового разнообразия привели к частичному восстановлению численности 12% видов морских организмов.

Некоторые тюлени, птицы, крокодилы и аллигаторы преуспели в этом, в то время как крупные киты, морские черепахи, ламантины и дюгони, по-прежнему находятся под угрозой полного исчезновения.

Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН