Создан "биоцемент": бактерии превращают песок в камень

Вики Виффин, исследователь университета Мердок в австралийском городе Перт, открыл новую уникальную бактерию, которая позволяет превратить обычный песок в прочный "биоцемент".

Изначально основной целью исследования был поиск способа сохранить целостность строений и исторических памятников из песчаника — очень распространенного строительного камня.

Но в итоге удалось открыть бактерии, которые, если их смешать с обычным песком, формируют вокруг каждой песчинки естественный слой органического "цемента". Через некоторое время песок превращается в единый прочный монолит, по виду напоминающий естественный песчаник.

Изобретение австралийского ученого было воспринято с особенным воодушевлением в Нидерландах, для которых строительство дамб — жизненно важная задача. В течение столетий эта страна борется с морем и реками, отстраивая дамбы из земли, камня и песка, и отвоевывает себе место под солнцем.

Пока голландские дамбы исправно служат, но в последнее время уровень моря повышается, и голландские специалисты опасаются, что морские дамбы, которые насыпают из песка и обкладывают базальтовыми блоками, могут подвести. Рано или поздно волны и приливы могут расшатать блоки, и тогда морской стихии понадобится всего несколько часов, чтобы размыть песок, уничтожить дамбу и ворваться на плодородные поля Нидерландов.

После открытия новой бактерии, считают голландские ученые, опасность размывания морских дамб (речные обычно насыпают из земли, а не песка) можно существенно уменьшить. Для этого достаточно вывести побольше бактерий и запустить их в дамбы — возможно, им удастся закрепить основную массу песка, и стратегические сооружения станут менее уязвимыми.