Астрономы обнаружили планету, которая заставляет стареть свою звезду

Звезда, очень напоминающая наше Солнце, есть в созвездии Феникса. На очень близком от нее расстоянии вращается WASP-18b — "горячий юпитер", который старит свою материнскую звезду.

И это первый пример планеты, которая способна сделать свою звезду старой раньше времени. Находится WASP-18b от Земли на расстоянии 330 световых лет, а по массе в 10 раз тяжелее Юпитера. При этом вращается по орбите, очень близкой к родной звезде — полный оборот она совершает всего за 23 часа.

Астрономы уверены: такое близкое соседство планеты не идет на пользу звезде: она может погаснуть раньше срока, а значит, сама планета погибнет еще быстрее.

Команда ученых на основании теоретических моделей и других данных определила, что возраст WASP-18 составляет от 500 миллионов до 2 миллиардов лет. Хотя она может показаться старой, по астрономическим стандартам считается молодой.

Младшие звезды, как правило, более активные, демонстрируют сильные магнитные поля, большие вспышки и более интенсивное рентгеновское излучение, чем их старшие коллеги. Магнитная активность и рентгеновское излучение связаны с вращением звезды, которое, как правило, снижается с возрастом.

Тем не менее, когда астрономы долго наблюдали с помощью Чандры за WASP-18, они не обнаружили никаких рентгеновских лучей. Используя установленную зависимость между магнитной активностью и рентгеновским излучением звезд, а также её настоящий возраст, исследователи установили, что WASP-18 примерно в 100 раз менее активно, чем должно быть.

"Мы считаем, что планета старит звезду, сея хаос внутри нее", сказал Скотт Уолк из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс. Исследователь утверждает, что приливные силы, созданные гравитацией массивной планеты — по аналогии с тем, как Луна влияет на приливы Земли, но в гораздо большем масштабе — нарушают магнитное поле звезды.

WASP-18b является экстремальной экзопланетой. Это один из самых массивных горячих юпитеров и один из самых близких к своей звезде, и эти характеристики приводят к неожиданному поведению.