Ученые приспособили молекулу для борьбы с раком

Немецкие биологи нашли в иммунных клетках молекулу и приспособили ее для борьбы с раком. Молекула содержит комбинацию двух белков, которая позволяет разрывать стенки сосудов и открывает доступ к опухоли для клеток-"киллеров", а второе — лишает их доступа к крови и сдерживает рост раковых клеток в долгосрочной перспективе, сообщается в журнале Nature.

Обычно иммунная система неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, клетки которых все время находятся внутри них. Когда клетки приобретают способность двигаться самостоятельно, возникают метастазы, их иммунная система просто не видит и не пытается подавить.

Подавляют рак Т-клетки — особые тельца, управляющие поведением других иммунных клеток и распознающие патогены. Они заставляют остальные клетки образовать "кордон" вокруг опухоли и выделяют вещества, которые максимально затрудняют жизнь раковым клеткам. Одним из таких "затруднений" является то, что сосуды в окрестностях опухоли сужаются, и раковые клетки получают не так много пищи и кислорода, как здоровые ткани.

Подобная реакция вызывается всего одной молекулой, выделяемой Т-клетками — так называемым интерфероном-гамма. Он привлекает другие типы иммунных клеток к месту заражения — макрофаги, клетки-"киллеры" и переводит обычные здоровые на "военное положение", заставляя их вырабатывать большое количество молекул, играющих роль сигнала "свой-чужой".

При появлении рака этот белок начинает играть еще одну роль — он заставляет стенки кровеносных сосудов сужаться, и в конечном итоге кровоток полностью прекращается. Фактически, опухоль в данном случае удушается изнутри, так как клетки внутри нее полностью лишаются доступа к кислороду и питательным веществам.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что ученые создали на основе белка малярии препарат, который действительно смог остановить рост опухоли рака мочевого пузыря, резистентного к химиотерапии. Таки образом, это дало надежду онкологическим больным, которые не реагируют на стандартные методы лечения.

В ходе работы исследователи продолжили предыдущие свои разработки, которые показали, что белок от паразита малярии, называемого VAR2CSA, может быть нацелен на широкий спектр раковых опухолей. В новом исследовании в мочевой пузырь мышей были имплантированы высокоактивные опухоли рака мочевого пузыря, которые были полностью устойчивы к химиотерапии.

Молекула-убийца уничтожит рак?