Ученые обнаружили опасные мутации в ДНК туберкулезной палочки

Биологи из МФТИ и Института общей генетики РАН обнаружили несколько тысяч опасных мутаций в ДНК туберкулезной палочки. Палочка в процессе мутации становится более стойкой, так что борьба с туберкулезом при помощи новых препаратов и технологий тактически уже проиграна, сообщает журнал Genome Biology and Evolution.

За 50 лет был создан только один новый антибиотик "Бедаквилин" с новым механизмом действия. Он используется где-то два года. Но у микобактерий уже появились мутации устойчивости к данному антибиотику. Туберкулез, наряду с раком и болезнями сердца и сосудов, сегодня является одной из главных причин смерти людей. И главным средством для борьбы против туберкулеза сегодня остается вакцина БЦЖ, разработанная французами Альбером Кальметом и Камилем Гереном еще в 1921 году.

Считалось, что бактерия до сих пор не мутировала настолько, чтобы иммунные клетки перестали ее распознавать. Но российские биологи выяснили, что это не так. Изучив геномы микробов, извлеченных из тел россиян, зараженных ВИЧ, они составили генетический атлас всех известных штаммов туберкулезной палочки и открыли новую сверхзаразную и очень опасную подгруппу этой бактерии.

Источником этой бактерии, получившей название B0/N-90, является одна из больниц в Самарской области, откуда она быстро распространилась по России и соседним странам. Бактерия быстро мутирует, и ее дальнейшая эволюция может стать большой проблемой для людей с ослабленным иммунитетом и ВИЧ-инфицированных.

"Мы совместно с нашими коллегами из ЮАР и Китая подготовили проект, который позволит исследовать выявленный нами эпидемиологически опасный штамм. Проект находится на рассмотрении экспертных сообществ трех стран, в том числе в Минобрнауки России. Мы пытаемся предупредить международное сообщество и министерства здравоохранения стран БРИКС о грядущей опасности. В 80-е годы появился ВИЧ. Чего-то подобного можно ожидать и в отношении новых мутантных штаммов туберкулеза — откроется ящик Пандоры", — заключает Даниленко.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что Министерство здравоохранения России будет вести федеральные регистры людей, инфицированных ВИЧ и туберкулезом.

лавная задача — сформировать федеральные и региональные персонифицированные базы данных и своевременно оказать им медицинскую помощь — в частности, обеспечить лекарственными препаратами.

Отмечается, что региональные сегменты федеральных регистров будут вести органы государственной власти субъектов РФ. А федеральный регистр ВИЧ-инфицированных граждан был запущен в российских регионах с 1 января этого года. На его основании пациенты уже получают лекарственные препараты.