Сенсация! Ученым удалось создать сперматозоиды из стволовых клеток

Впервые в истории попытка получить полностью функциональные сперматозоиды "в пробирке" увенчалась успехом. После искусственного оплодотворения самки мышей принесли совершенно здоровое потомство.

Тем не менее, ряд аспектов эксперимента вызвал у некоторых экспертов нарекания и сомнения в адекватности проведенной работы, пишут в пятницу Lifenews.

Стволовые клетки — незрелые предшественники всех специализированных клеток организма. Сегодня ученые уже умеют управлять их развитием, превращая в фибробласты соединительной ткани, нейроны и клетки других типов.

Получить из стволовых клеток полностью функциональные сперматозоиды до настоящего времени не удавалось, несмотря на реально существующую потребность в таких методах: они могли бы помочь стать отцами миллионам мужчин, в силу разных обстоятельств утративших способность зачать потомство. Надежду на создание такой терапии дала работа китайских исследователей под руководством Ци Чжоу из Нанкинского университета. Они сообщили о первом успехе в получении подходящих для оплодотворения клеток.

Первичные половые клетки были помещены в чашки Петри вместе с культурой клеток семенников мышей. Под действием вырабатываемых ими гормонов — прежде всего, тестостерона — а также целого коктейля сигнальных молекул гоноциты развивались в сперматиды. Ученые сумели непосредственно пронаблюдать от начала и до конца весь процесс клеточного деления, приводящего к появлению половых клеток с вдвое уменьшенным числом хромосом (по сравнению с соматическими клетками).

Выяснилось, что мейоз развивается совершенно нормальным образом и приводит к появлению сперматидов, полностью соответствующих "золотому стандарту" искусственно полученных сперматозоидов, который был сформулирован в 2014 году.

Сперматиды — непосредственные предшественники настоящих сперматозоидов, лишенные хвоста и, как следствие, неспособные передвигаться. Однако в остальном они вполне подходят для оплодотворения, и ученые внесли их в мышиные яйцеклетки, которые затем поместили в суррогатных матерей. Вскоре те принесли здоровое, способное к размножению потомство — этот последний момент является одним из ключевых требований к качеству искусственных сперматозоидов.

Стоит отметить, что многие специалисты заявляют, что постановка эксперимента вызывает массу вопросов. Так, в интервью журналу Science Митинори Сато из Киотского университета высказал замечание, что клетки культивировались при 37 градусах Цельсия — эта температура примерно на три градуса выше чем необходимо для нормального формирования сперматозоидов.

Кроме того, для превращения первичных половых клеток авторы использовали невероятно сложный и странный коктейль сигнальных молекул, гормонов и белковых факторов роста, включая экстракт гипофиза коров.

Российская наука: Нобель или Шнобель?

15 января стало известно, что российское правительство начало разработку санкций в отношении некоторых функционеров Всемирного антидопингового агентства (WADA).