Извержения вулканов заставляют ледники таять быстрее

Ученые из университета Колумбии пришли к выводу, что извержения вулканов не только охлаждают планету, выбрасывая в воздух гигантское количество аэрозолей, но и заставляют ледники таять быстрее из-за огромных масс пепла.

"Все мы знаем, что темный снег и лед тают быстрее, чем их белые аналоги, это все очень простая и очевидная вещь даже для ребенка. Но, с другой стороны, раньше никому не удавалось показать, что вспышки вулканизма и эпизоды быстрого таяния льдов в прошлом были связаны между собой", — говорится в статье, опубликованной в Nature Communications.

Ученые выяснили, что вулканы не всегда однозначно влияют на климат, одновременно вызывая и таяние льдов, и "вулканическую зиму", изучая отложения ила, формировавшиеся на дне пересохшего Балтийского ледникового озера. Оно представляло собой крупный временный водоем, покрывавший существенную часть современной Скандинавии в ледниковую эпоху летом, когда талая вода с ледников начинала стекать в котловину будущего Балтийского моря.

Это озеро, по текущим оценкам геологов, возникло примерно 12 тысяч лет назад, на излете ледникового периода и просуществовало несколько тысяч лет, накапливая на своем дне вулканический пепел, пыльцу и другие кусочки органики, способные многое рассказать о климате той эпохи, во время которой они возникли.

Климатологов в данном случае интересовало не содержимое, а внешний вид его донных отложений. Их толщина, как объясняют исследователи, является своеобразным аналогом годичных колец деревьев — чем шире каждый слой ила, тем больше воды должно было поступать в озеро со склонов отступающих ледников.

Эта особенность дна Балтийского озера помогла ученым понять, какую роль в его формировании и наполнении играли вулканы, сопоставляя изменения в толщине слоев ила с тем, какие "вулканические" вещества были найдены внутри отложений льда, формировавшихся в Гренландии в ту же эпоху.

Это сравнение, вопреки ожиданиям ученых, показало достаточно странную картину. Во времена извержений вулканов, выбрасывавших большое количество аэрозолей в атмосферу, скорость таяния ледников не падала, а росла или оставалась прежней, несмотря на то, что подобные выбросы понижали среднюю температуру на 3,5 градуса Цельсия на всей территории Скандинавии.

Причиной подобного аномального поведения ледников, как считают авторы статьи, был вулканический пепел — даже небольшие его количества, по словам климатологов, могли понизить отражающую способность льда на 15-20%, что заметно усилило бы прогрев ледников светом и теплом Солнца и ускорило их таяние.

Одно из подобных извержений, как предполагают ученые, могло резко ускорить темпы накопления воды в Балтийском озере, что привело к формированию канала между мировым океаном и этим водоемом и рождению Балтийского моря.

Все это указывает на то, что вулканы могли играть гораздо большую роль в завершении ледникового периода, чем сегодня считают ученые, и что их выбросы влияют на климат не так однозначно, как предполагалось ранее.

Ране "Правда.Ру" сообщала, что причиной упадка эллинско-египетской цивилизации Птолемеев в Египте во времена царствования Клеопатры были вовсе не восстания рабов, а извержения вулканов, которые обрушили сельское хозяйство и экономику государства, а затем привели к народным бунтам.

Вулкан Этна снова проснулся

В московском Доме кино прошел показ фильма "Теснота" режиссера Кантемира Балагова. В нем молодым режиссером подробно смакуются кадры казней российских солдат во время чеченской кампании.