Одну из главных загадок лунной экспедиции "Аполлона" раскрыли ученые

Обширные залежи воды нашли ученые в самых древних породах на поверхности Луны. Это помогло исследователям разрешить главную научную загадку программы "Аполлон".

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, Ральф Милликен из Брауновского университета (США) рассказал, что ключом в разрешению этой загадки стало распределение этих залежей воды по поверхности спутника Земли: она оказалась просто везде.

Получается, что что "водные" образцы грунта с "Аполлонов" не являются уникальными артефактами. Судя по всему, богаты водой все магматические породы Луны. То же самое может быть характерно и для ее мантии.

Одна из основных гипотез об образовании Луны гласит, что наш спутник появился после столкновения инопланетного тела Тейя с зародышем Земли. Из-за этого в космос была выброшена материя, давшая жизнь Луне. Это объясняет массу спутника и другие параметры.

При этом большую часть материала, составляющего Луну, должна была принести гипотетическая Тейя, которая должна была отличаться по составу от Земли. Но ведь состав Луны и Земли на удивление похожи.

У этой гипотезы есть серьезные недостатки. К примеру, в тот момент, когда будущая Луна была выброшена в космос, с ее поверхности должны были испариться все запасы воды.

Это дало ученым возможность усомниться в правильности доминирующей теории о происхождении Луны. Сомнения усилились после того, как доли воды в некоторых образцах пород, доставленных на Землю экспедициями "Аполлон-15" и "Аполлон-17", оказались выше теоретически предсказанных значений в сотни раз. Конечно, некоторые ученые предположили, что астронавты НАСА натолкнулись на некую "водную аномалию", аналогов которой на Луне может и не быть.

Изучив данные которые собрал индийский зонд "Чандраян-1" во время работы на орбите Луны в 2008–2009 годах, Милликен и его коллега Шуай Ли вычислили доли воды в разных районах Луны, в том числе и в зонах посадки "Аполлона-15" и "Аполлона-17".

Оказалось, что на поверхности спутницы Земли, как у экватора, так и у полюсов, есть довольно большие зоны, где концентрация воды составляет порядка 400 частей на миллион — примерно в 40 раз больше, чем предсказывает теория "безводной" Луны. Это, в свою очередь, говорит о том, что мантия Луны должна содержать еще больше воды, и ставит под сомнение общепринятую теорию о ее образовании.

Конечно, ученым неизвестно происхождение воды. Но они предположили, что с самого начала Луна была "сухой" и лишь потом лед занесли на ее поверхность астероиды и кометы.

Кстати, некоторые ученые уверены в том, что в первые мгновения после рождения Луны, ее окружала экзотическая сверхплотная атмосфера из металлических паров. Над поверхностью ее бушевали сверхзвуковые ветра, следы которых могли сохраниться в самых древних "морях" спутницы Земли.