В галактике Лебедь А обнаружена вторая сверхмассивная черная дыра

Астрономы при помощи радиотелескопа случайно обнаружили в галактике А вторую сверхмассивную черную дыру, которая скрывалась от их внимания более 20 лет.

"Первые фотографии этой галактики, полученные VLA в 1980 году, стали "визитной карточкой" радиоастрономии и ее возможностей. Когда телескоп был обновлен в 2012 году, мы захотели получить новые снимки этого объекта. К нашему удивлению, мы неожиданно нашли в центре галактики объект, который отсутствовал на всех старых снимках", — говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Риком Перли из Национальной радиоастрономической обсерватории США в Сокорро.

Галактика Лебедь А, или 3C 405, является первой известной человечеству "радиогалактикой" — гигантской семьей звезд, которую мы не можем видеть в оптическом диапазоне из-за большого расстояния между ними и Млечным Путем. Но заметить ее можно по мощному радиоизлучению. Лебедь А каждую секунду вырабатывает примерно столько же энергии, сколько могли выделять около 260 миллиардов Солнц.

Источником этого излучения являются сверхмощные квазары — активные черные дыры в центрах радиогалактик, выбрасывающие часть "пережеванной" ими материи в межгалактическую среду в виде тонких пучков сверхгорячей материи, разогнанной до околосветовых скоростей. Эти пучки, так называемые джеты, ярко светятся в радиодиапазоне, и их можно легко заметить на снимках галактик по ярким и длинным "хвостам".

Проводя рутинные наблюдения за Лебедем А Перли и его коллеги заметили, что на снимках ядра 3C 405 присутствует не одна, а две пары подобных "хвостов". Одна из них соответствовала той черной дыре, которую астрономы видели еще в 1970 и 1980 годах, а вторая, расположенная в примерно 1500 световых годах от нее — новому и ранее неизвестному объекту.

Наблюдения подтвердили, что "неопознанный объект" действительно существует, и сузили список возможных вариантов его происхождения до двух вещей — вспышки и останков мощной сверхновой или еще одной сверхмассивной черной дыры, "проснувшейся" недавно и начавшей поедать окружающие ее газ и пыль.

Пока нельзя сказать, какой из этих вариантов ближе к истине. Но в целом команда Перли склоняется в сторону черной дыры.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что растущие в невероятной скоростью сверхмассивные черные дыры в момент слияния галактик, в центре которых они находятся, "заворачиваются" в плотный и толстый кокон из пыли. Сквозь такую космическую "шубу" не проникают ни мощные выбросы света, ни частицы высокой энергии. И чем ближе слияние галактик, тем толще этот кокон.

Об этом в своей статье в журнале MNRAS рассказывает Клаудио Риччи (Claudio Ricci) из Католического университета Чили в Сантьяго. Наблюдая за этими процессами, ученые еще ближе подошли к раскрытию загадки того, как влияют друг на друга галактики и черные дыры.