На борьбу с загрязнением окружающей среды выходят гусеницы

Решить глобальную проблему с полиэтиленовыми мешками, загрязняющими окружающую среду, помогут гусеницы большой восковой моли. К такому выводу пришли к ходе исследований ученые из Британии.

"Это открытие может помочь избавиться от огромного количества мусора, который скапливается на свалках и в океане", — заявил Франс Пресс один из авторов исследования, опубликованного в журнале Current Biology, профессор Кембриджского университета Паоло Бомбелли.

Как известно, полиэтилен составляет почти 40% всех материалов, используемых для упаковок товаров, а значит — более триллиона пластиковых пакетов каждый год. И это является очень серьезной проблемой для окружающей среды прежде всего потому, что в естественных условиях этот материал разлагается очень медленно.

И тут, как оказалось, могут помочь гусеницы, доставляющие массу неприятностей пчеловодам. Сделано это открытие было почти случайно. Помогло то, что одна из соавторов исследования, биолог Федерика Берточчини, страстный пчеловод. Как-то раз, проверяя ульи, она обнаружила в них личинки бабочки-вредителя большой восковой моли, известной под латинским названием Galleria mellonella.

Собрав гусениц в пластиковый пакет, она почти забыла про них, но спустя какое-то время обнаружила, что пакет прогрызен насквозь, а гусеницы расползлись по ее дому. Пораженная ненасытностью насекомых, биолог решила провести полноценный эксперимент, к которому привлекла своих коллег.

В пластиковый пакет из супермаркета ученые поместили несколько сотен гусениц. Первые отверстия в нем появились уже через 40 минут, еще через 12 часов насекомые успели съесть 92 миллиграмма полиэтилена. Это значительно больше, чем объем вещества, который был бы за аналогичное время разложен бактериями или грибком, говорится в статье.

Оказалось, что гусеницы способны полностью переваривать полиэтилен. Но как это им удается? После того, как разложения полиэтилена удалось добиться, поместив на его поверхность не только живых, но и раздавленных гусениц, ученых предположили, что подобное действие вызывает некий особый фермент, вырабатываемый либо железами гусениц, либо бактериями-симбионтами в их пищеварительной системе.

Как известно, Galleria mellonella - враг пчел, потому что питаются они воском и прополюсом. Видимо это выработало у гусениц способность переваривать и пакеты. Ведь воск — это тоже полимер, только натуральный. Неясным остается вопрос: является ли свойство гусениц работой какого-то одного фермента или тут задействована целая комбинация молекул.

Теперь перед учеными стоит другая задача: они надеются выделить вещество, которое помогает гусеницам так лихо расправляться с полиэтиленом. Потом они попытаются синтезировать это вещество искусственным путем, потому что развести полчища гусениц, способных справиться со всем полиэтиленовым мусором, едва ли возможно.