Ученые бьют тревогу: Земля необъяснимо теряет кислород

Ученые-геохимики из Принстонского университета зафиксировали стабильную, необъяснимую потерю кислорода нашей планетой. По их подсчетам за последние 800 тысяч лет Земля потеряла около 1% кислорода.

По мнению ученых, уровень кислорода в атмосфере напрямую связан с эволюцией жизни на планете. Так, примерно 300 миллионов лет назад концентрация кислорода на Земле составляла около 35%, сейчас — 20,95%. Этим объясняется постепенный переход от крупных форм жизни к более мелким. Дело в том, что крупные организмы динозавров испытывали бы постоянное кислородное голодание в современных условиях. Вот только что первично — смена экосистемы или потеря кислорода?

Группа исследователей под руководством Дэниела Столпера вычислила исторические уровни жизненно необходимого газа, исследовав пробы льда из Гренландии и Антарктиды, который сформировался более 800 тысяч лет назад. В ледяной толще находятся содержащие следы атмосферных явлений "пузырьки" воздуха. Изучив их состав, ученые обнаружили, что в тот период доля кислорода в атмосфере составляла 21,10 процента, что на 0,7 процента больше сегодняшнего показателя. Такое незначительное снижение, по словам геохимиков, свидетельствует о пока неизвестных природных процессах, которые привели к тому, что в земных оболочках за последний миллион лет поглощение кислорода возросло примерно на 2 процента.

Среди причин избыточного поглощения кислорода называется следующее: "Во-первых, эти процессы могли вызвать движения ледников, в результате которых возросли темпы эрозии и обнажились большие площади пиритов и осадочные органические породы, впитывающие кислород. Еще одной причиной может служить продолжающееся миллионы лет охлаждение вод мирового океана, микроорганизмы которого при более низкой температуре активнее потребляют кислород", — говорится в статье, опубликованной журналом Science.