403 Forbidden

nginx

Бактерии используют для обороны химическое оружие

Ученые обнаружили, что бактерии вырабатывают для защиты от врагов химические вещества, запускающие у нападающих на них микроорганизмов "программу самоуничтожения". Ученые из Австралии, Германии, Британии и США опубликовали результаты своего исследования в журнале PLoS ONE.

Бактерии часто образуют гигантские колонии - так называемые биопленки. Такие пленки могут образовываться на любой поверхности, где бактерии могут закрепиться, в том числе на медицинском оборудовании - катетерах и имплантантах, где их появление угрожает тяжелыми формами инфекций. Такие биопленки не поддаются действию ни обычных дезинфекционных средств, ни антибиотиков, ни фагоцитов, ни иммунной системы человека.

Ученые сообщают, что им удалось выявить один из защитных механизмов биопленки - своеобразное химическое оружие против одноклеточных "хищников", исследуя морские бактерии, постоянной угрозой для которых является одна из разновидностей амеб - природных фагоцитов (клетки, обладающие способностью захватывать и переваривать чужеродные частицы). Амебы ведут себя подобно фагоцитам иммунной системы человека, нападая и пожирая бактерии. До тех пор, пока бактерии свободно плавают в воде, они являются легкой добычей для этих "хищников". Однако как только бактерии присоединяются к поверхности и образуют биопленку, амебы больше не могут атаковать их. "Удивительно было то, что когда амебы атаковали биопленку, они оказывались дезактивированы или даже убиты. Было ясно, что бактерии могут не только строить крепость, но наносить удары", - говорит ведущий автор исследования, доктор Карстен Матц из Гельмгольцевского центра изучения инфекций (Германия).

Бактерии используют для обороны своеобразное химическое оружие - пигмент виолацеин. Биопленка из-за этого пигмента приобретает пурпурный оттенок. Если амеба поглотит хотя бы одну клетку биопленки, этот пигмент парализует агрессора и запускает в нем "программу самоуничтожения". По мнению Матца, эти результаты открывают для ученых новые перспективы, сообщает РИА Новости.