Найден ответ на вопрос, от чего зависит форма птичьих яиц

Один единственный параметр определяет форму и размеры яиц абсолютно всех птиц: как хорошо и как много они умеют летать.

Ученые из Принстонского университета (США) в ходе исследований выяснили, что птицы, которые хорошо летают, откладывают асимметричные или эллиптические яйца. Кроме того, на форму яиц и их многообразие в природе влияет мембрана яйца.

Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые изучили больше 50 тысяч фотографий яиц примерно 1400 видов птиц, живущих на всех континентах Земли и занимающих все возможные экологические ниши.

В помощь этой объемной работы была создана специальная компьютерная программа, которая измеряла "округлость" яиц, их размеры, раскраску и другие параметры, и сопоставляла их с особенностями анатомии пернатых.

Программа учитывала, как формируются яйца внутри организма птиц, и пыталась вычислить, какие структурные элементы яйца — его желток, белок, скорлупа и пленка — больше всего определяли его форму.

К большой неожиданности исследователей, главным индикатором формы яйца была не скорлупа или другие "тяжелые" его части, а мембрана — тонкая пленка, разделяющая скорлупу и белок. При этом толщина пленки заметным образом различается для кончиков яйца и его середины, и эти различия в толщине фактически определяют то, как оно растет и вытягивается в эллипс или шар.

Самое интересное, что способность птиц к полету оказывало влияние на устройство пленки. Хорошо летающие птицы обладают достаточно "сплюснутым" телом с хорошей аэродинамикой, и это налагает особые ограничения на форму яйцеводов, внутри которых "растут" яйца.

По мнению ученых, такая же зависимость между формой яйца и способностью к полету могла быть характерна и для пернатых динозавров, вокруг жизни которых палеонтологи сегодня ведут ожесточенные споры.

Не исключено, что открытие яиц этих древних ящеров и сопоставление их формы с яйцами других гигантов мезозоя и современных птиц даст нам ответ на "вечный" вопрос палеонтологии — могли ли они летать или нет.

Кстати, недавно ученые из Великобритании нашли ответ на другой "вечный вопрос". Они доказали, что яйцо появилось позже курицы. В исследовании использовался мощный компьютер HECToR.