Российский ученый: земная кора постоянно эволюционирует

Огромный блок океанической земной коры обнаружили в глубине Земли сейсмологи из университета Калифорнии в Санта-Крузе. Этот фрагмент океанского дна начал тонуть, как уже сказано, около 50 миллионов лет назад. На данный момент он находится приблизительно на глубине 2900 километров под Центральной Америкой, что уже довольно близко от центра планеты. При этом он до сих пор не оторвался, собственно, от нижних слоёв земной коры.

Таким образом, сообщает Arizona State University, только сейчас появились прямые доказательства той старой гипотезы, что земная кора постоянно обновляется - одни слои уходят вниз, сменяясь другими. Утонувший фрагмент коры был обнаружен по сейсмическим волнам, вызванным землетрясениями в Южной Америке, отразившимся от нижних слоёв земной мантии и зафиксированным уже в США.

Выявить фрагмент коры удалось по преломлению сейсмических волн от землетрясений. Данные показывают, что тонущая тектоническая плита почти на 700 градусов холоднее окружающей мантии. Она увлекает за собой окружающее вещество со скоростью несколько сантиметров в год. Это открытие замечательно иллюстрирует, как происходит конвекция вещества в земной мантии.

"Вообще данное явление называется "слейб" и, на самом деле, оно известно уже давно", - объяснил Правда.ру Владимир Михайлович Ряховский, доктор геолого-минералогических наук из Геологического музея им В.И.Вернадского (РАН).

Слейб - процесс погружения плиты в верхнюю мантию, потом в нижнюю. Кстати, аналогичный слейб существует также и в Южной Америке, но и не только там, рассказывает Владимир Ряховский.

"Такое явление - норма для земной коры, ведь это - обычная ее эволюция. Это подтверждение того факта, что земная кора - живой организм, который однажды родился, развивается и когда-нибудь дойдет до своего предела", сказал наш собеседник.