Растительный компьютер умнее Пентиума

Американские исследователи утверждают, что зеленые растения участвуют в своеобразных расчетах, связанных с решением проблем. Дэвид Пик и его коллеги из университета Юты в Логане вычислили, что растения могут регулировать поглощение и выделение газов методом "распределенных расчетов" - таким способом обработки информации, который включает коммуникации между многими взаимодействующими единицами.

Подобная форма математики, как считается, регулирует добычу пищи у муравьев. Сигналы, которые каждый муравей передает другому, оставляя, например, химические следы, позволяют сообществу муравьев в целом находить более обильные источники пищи. Хотя это не кажется похожим на работу компьютера, на самом деле это очень близкие вещи. При распределенных расчетах сигналы, которыми обмениваются компоненты системы, определяют пути решения проблемы. Сейчас ученые исследуют возможность использования распределенных расчетов для групп простых роботов для решения таких задач, как исследование местности; они предполагают, что такие группки могут решать подобные задачи более эффективно, чем более сложные, но одиночные роботы.

Пик и его коллеги считают, что модель "клеточных автоматов" может объяснять то, как растения регулируют поглощение углекислого газа и выделение водяного пара. Листья обладают отверстиями- устьицами, которые открываются, чтобы поглотить углекислый газ, но закрываются, чтобы сохранить драгоценный водяной пар. Растения пытаются отрегулировать их работу так, чтобы поглощать максимум газа и терять минимум жидкости. Но они ограничены в своих способностях — листья часто поделены на фрагменты, где устьица открыты либо закрыты, что снижает эффективность поглощения углекислого газа.

Изучая распределение этих участков открытых и закрытых устьиц в листьях дурнишника (Xanthium strumarium), американские ученые выявили несколько моделей распределенных расчетов. Например, однородные участки (с только открытыми или закрытыми устьицами) перемещаются по листу с постоянной скоростью. Статистика размеров этих участков и времени ожидания между их сменой соответствуют модели клеточных автоматов, утверждают исследователи. Отдельные устьица работают как простейшие компьютеры, отвечая на то, что делают соседние устьица. Это признак "мыслительного процесса" у растений, определяющих наиболее выгодное для них количество открытых устьиц. Об этом сообщает NTR.Ru.