Кофе на вынос затмевает полеты в космос

Клюшка для гольфа и гигиенические салфетки… Универсальный проездной и кофе на вынос… Эти предметы быта, по данным последних опросов, круто изменили жизнь американцев и англичан за последние годы. Россияне, если их спрашивают о подобных вещах, рассуждают больше о высоком – атомная энергия, освоение космоса… Впрочем, есть и общий знаменатель – мобильные средства связи.

На этой неделе газета USA Today опубликовала  список 25 изобретений , появившихся за последнюю четверть века с 1982 года и круто изменивших жизнь американцев. Судя по списку, многое из того, что для граждан США является уже заурядным, в России еще не появилось или не получило массового распространения.

Так, например, у нас в стране редко на какой дороге встретишь полностью автоматизированную АЗС, где можно самостоятельно заправить машину бензином без участия оператора-кассира. Также российским автомобилистам незнакома система электронной оплаты дорожной пошлины.

Или, например, коммуникатор BlackBerry от канадской компании Research In Motion (RIM): смесь мобильного телефона с КПК с поддержкой технологии push e-mail – мгновенной отправки-доставки электронной почты с мобильного устройства. На североамериканском рынке «Ежевика» появились в 1999 году и с тех пор стала чрезвычайно популярна во всем мире, особенно среди деловых людей, которые часто бывают в разъездах и нуждаются в постоянном доступе к почте. Но в России коммуникаторы Blackberry пока не продаются.

Пожалуй, ничего не скажет большинству россиян и клюшка для гольфа из нержавеющей стали «Большая Берта». Гольф не является нашей национальной игрой, и вряд ли кто-то из россиян записал бы клюшку в число значимых изобретений.

Всего лишь пару лет назад на прилавках наших продуктовых магазинов появился такой товар как свежие (не замороженные!) овощные смеси и салатные листья в герметичных упаковках, известные за рубежом как fresh-cut. А американцы имеют возможность покупать их с 1989 года. На западе этот рынок экологически чистых овощей и зелени, не подвергшихся химической обработке, уже почищенных и помытых, очень развит. У нас же покупатели с опаской посматривают на прозрачные пакетики с салатными листьями, которые лежат на полке рядом с немытым картофелем.

То же самое и с попкорном для микроволновки. В США он появился в 1984 году, а до России добрался только спустя 20 лет. Россиянам приходилось довольствоваться уже готовым продуктом, который реализовывался в кинотеатрах, парках отдыха и супермаркетах. Также продавался попкорн для приготовления на сковородке, однако он был почти не востребован из-за сложностей в готовке.

Большинство остальных предметов и услуг из списка издания USA Today уже успели стать частью нашего быта, хотя и с большим опозданием. В основном, в этом списке значатся устройства «хай-тек» – мобильный телефон, ноутбук, музыкальный плеер iPod, цифровой фотоаппарат, телевизор с плоским экраном, спутниковое телевидение.

Так, первый мобильник в США появился в 1983 году: аппарат фирмы Motorola весил почти килограмм и продавался за 3995 долларов. В том же году на рынке появился первый IBM-совместимый портативный ПК фирмы Compaq, который весил почти 13 килограммов. По цене этот ноутбук был сопоставим с мобильником – около 3 тысяч долларов. В 1986 году Kodak выпустил профессиональную цифровую камеру, а восемь лет спустя Apple предложил первую общедоступную цифровую камеру.

В России мобильник стал доступен только в начале 90-х,он был тоже довольно громоздким и неудобным, а главное – дорогим. Ноутбуки дошли до России также с опозданием лет на 10.

Кроме того, американцы не мыслят свою жизнь без портативного музыкального плеера iPod, выпущенного Apple в 2001 году. И хотя он не был первым на рынке, миллионы пользователей объявили его самым "крутым" и удобным в использовании. Фанаты iPod появились в России.

Одним из самых полезных изобретений последних 25 лет американцы сочли также банковские дебетовые карточки, которыми можно расплачиваться, только если есть деньги на текущем банковском счете. Эти карты стали набирать обороты после того, как в 1995 году были выпущены карты Visa Check Card. Чем они отличались, понимают, наверное, только специалисты. А для нас важно, что сейчас в кошельке любого американца можно обнаружить более 3-4 банковских карточек и редко когда свыше 20 долларов наличными. А в России многие простые обыватели даже не знают разницу между дебетовой и кредитной картой.

Еще среди устройств и сервисов, которые изменили жизнь американцев, составители списка назвали АОН, диски DVD, литиевые аккумуляторы, компьютерную программу для создания презентаций PowerPoint, высокотехнологичную спортивную обувь, интернет-биржу, одноразовые контактные линзы, домашний тренажер StairMaster и влажные гигиенические салфетки. Последним пунктом значится караоке.

Список газеты USA Today был составлен по результатам исследования сотрудников издания. А читатели могли высказать свое мнение, ответив на помещенный рядом опрос. Так вот, половина (48%) из общего числа респондентов согласились, что главным изобретением последних 25 лет является мобильный телефон. Его на первое место поставили и составители списка. Банковские карты важны для 17%, затем следуют ноутбуки (16%), АОН (6%), коммуникатор BlackBerry (2%).

Далее в десятке следуют интернет-блог, игровая приставка Nintendo Wii, автомобиль на гибридном топливе, кофе на вынос (как, например, в «Макдональдсе»), опять-таки Blackberry, пачка сигарет и инъекции ботокса.

Как выяснилось, главным событием прошлого столетия жители одной шестой части суши считают появление Интернета и развитие компьютерных технологий (24% ответов). Следом по значимости идет освоение космоса (20%). Около 14% респондентов отметили развитие телефонии и особенно появление мобильных телефонов. 7% участников опроса считают, что важным событием прошлом столетии было изобретение телевизора. 4% опрошенных оценили появление домашних «помощников» вроде пылесоса и кухонного комбайна.

Таким образом, можно констатировать две вещи. То, что на Западе популярно уже многие годы, добирается до нашей страны с огромным опозданием. И второе: хотя исследования, проведенные в США, Великобритании и России не были полностью сопоставимы, жители этих трех стран в том или ином качестве упомянули Интернет и мобильные средства связи.