Музыкальные номера у женских особей мух звучат немного не так, как у самцов

До недавнего времени никакой существенной разницы между анатомией или физиологией мозга животных мужского и женского пола, и в том числе – людей, не было обнаружено. При этом у многих видов деятельность самцов и самок существенно различается. Например, по склонности к искусству самцы большинства видов решительно опережают самок. В природе пением занимаются исключительно мужские особи птиц и насекомых.

Детально исследовав артистическую деятельность мух, ученые попытались выяснить, обладают ли «творческими способностями» исключительно самцы этих насекомых. Надо сказать, что «пение» и «инструментальная музыка» для мух– примерно одно и то же. Для того, чтобы «спеть» или, точнее, «сыграть» на собственном крылышке, насекомое поднимает его и начинает особым образом им вибрировать.

Ученым удалось выявить участок мозга самцов мух, ответственный за занятия музыкой. Однако до недавнего времени им было неизвестно, оснащены ли самочки соответствующим музыкальным набором нейронов. Дело в том, что недавнего времени их «песен» никто не слышал.

Геро Мизенбюк из Оксфордского университета удалось доказать, что такие же центры мозга у самочек мух есть, но находятся они в спящем состоянии. Чтобы доказать это, ему пришлось научить «петь» мушек-самочек. Обнаружив «музыкальные» зоны мозга мух, ученые попытались их стимулировать. И концерт состоялся! Отчет о своем достижении он опубликовал в журнале Cell.

Впрочем, выяснилось, что музыкальные номера у женских особей мух звучат немного не так, как у самцов. Мушки-самочки использовали совсем другие тона и ритм, и «мелодия» их была чуть более хаотичной. Можно было бы предположить, что дело – в недостатке практики у шестиногих музыкантш. Однако Мизенбрюк предполагает, что особенности стиля возникают из-за небольших различий между мозгом мух разного пола.

Исследование лишний раз подтверждает гипотезу о том, что в целом у самцов и самок насекомых – а, скорее всего, - и более развитых существ - практически одинаковая конструкция мозга. Однако мозг каждой особи, вне зависимости от пола, содержит «переключатели», позволяющие настроить систему на «мужской» или женский виды работы. Следующим этапом своей работы ученые считают обнаружение у мух этих рычагов управления.