На крыльях смерти: от самых аварийных самолетов уже не отказаться

Самолетостроительная корпорация Airbus объявила о триумфе: на авиасалоне в Дубае ей удалось заключить сделки на рекордную сумму - без малого 50 млрд долларов (это 430 бортов). Заказчиком выступил американский инвестиционный фонд Indigo Partners, а покупателями - четыре авиакомпании (Frontier Airlines, JetSMART, Volaris и Wizz Air). В итоге их совокупный авиапарк Airbus превысит 900 судов. Речь идет о моделях A320neo и A321neo - более экономичных по сравнению с A320 и A321.

Услышав об этой грандиозной сделке, тут же проснулся главный конкурент Airbus, американский авиастроительный концерн Boeing. Он сообщил о крупном заказе на свои самолеты от FlyDubai (ОАЭ) - 175 судов, в перспективе еще 50, цена вопроса почти 27 млрд долларов. В целом это не рекорд для "Боинга", но определенно крупнейший единовременный заказ с Ближнего Востока "в одни руки". К тому же в минувшие выходные американская компания объявила еще об одном заказе - на 40 самолетов за 15 млрд долларов от Dubai Emirates.

Такие сделки выгодны покупателю, потому что "оптом" он может выторговать скидку от 40% до 60%, а то и больше, если берет много и платит быстро. В первоклассных авиакомпаниях новые самолеты служат пять лет, потом их передают более мелким, преимущественно региональным, а после десяти лет эксплуатации - в страны третьего мира (или, например, в Россию), пояснил "Правде.Ру" председатель совета директоров ГК "Русская инженерная компания", один из разработчиков самолета ТУ-204 Сергей Исаков.

По его словам, Airbus и Boeing постоянно идут ноздря в ноздрю. Пока по итогам нынешнего года американцы обошли европейцев с объемом полученных заказов, но в целом "разница идет десятка в полтора-два, даже не в сотни", говорит наш собеседник.

А320/321 и Boeing-737 он назвал самыми опасными самолетами:

"Посмотрите статистику аварийности ICAO (Международная организация гражданской авиации): если не 90%, то 80% катастроф приходится именно на эти два типа самолетов. И все они, как правило, в осенне-весенний период, когда плохая видимость и нужно уходить на второй круг, - то есть это практически 100%. Очень редко бывает по каким-то другим причинам. Другие типы самолетов тоже падают, но совершенно по разным причинам: в ураган попали, в молнию, еще что-то. Самолеты падали и падают - любые гражданские.

Это самые массовые в мире самолеты. Изначально в "Боинге-737" были заложены конструктивные недостатки. Малая площадь крыла, которое на взлете, на эшелоне работает очень хорошо, а вот при посадках если хорошая погода и хорошая видимость - тоже все нормально, а если плохая видимость - уход на второй круг, крыло не работает. На сверхмалых допустимых высотах и скоростях для этого самолета крыло не работает. А320 создавался как его аналог. Их летает 8 тысяч, и как их остановить и доработать?"