Ученые надеются, что от ВИЧ человечество смогут спасти коровы

Иммунитет коров при помощи инъекций "муляжей вируса иммунодефицита смог выработать набор антител, который может нейтрализовать 96% разновидностей ВИЧ.

Это дает надежду на создание вакцины от этого вируса, рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature ученые из Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США).

На производство универсальных антител коровам требуется очень мало времени, и это тоже очень удивило ученых. В отличие от их человеческих аналогов, антитела коров чаще были устроены уникальным образом и лучше справлялись даже с самыми сложными "муляжами" вируса.

Вирус иммунодефицита проникает в клетки человека при помощи набора из нескольких белков на поверхности его оболочки. Через 3-4 года после заражения ВИЧ иммунная система человека часто начинает синтезировать так называемые антитела широкого профиля действия (bnAbs), способные нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса.

Но помощи от этих антител почти нет. Вирус к этому времени уже успеет глубоко проникнуть во все ткани тела и перейти в хроническую стадию.

Вирусологи уже давно пытаются "трансплантировать" этот процесс в незараженные клетки животных, приспособив их для массового производства большого набора bnAbs, и создания вакцины, способной обучить иммунитет бороться со всеми разновидностями ВИЧ до того, как произойдет заражение.

Однако все эксперименты на мышах и даже обезьянах провалились. Это заставило ученых искать другие методы создания вакцин, заставляющих тело производить "универсальные" антитела к ВИЧ.

Ученые из Исследовательского института Скриппса попробовали провести эксперимент на телятах. Оказалось, что что их организм начал производить bnAbs буквально через 1-2 месяца после начала инъекций. Изучив их структуру, ученые пришли к выводу, что некоторые из этих антител соединялись с ВИЧ не хуже, чем это делают самые качественные человеческие bnAbs.

На протяжении года ученые выращивали в организмах коров набор из антител. В результате нейтрализовать около 96% штаммов ВИЧ, что является большим шагом вперед в разработке вакцины от главной болезни 20 и 21 век.