Ученые: один мощный гамма-всплеск в нашей Галактике станет катастрофой для Земли. Ждать осталось недолго

Причиной массового вымирания, произошедшего примерно 450 млн. лет назад - в конце Ордовикского периода, - был мощный гамма-всплеск, произошедший в относительной близости от Солнечной системы. Это утверждают авторы доклада, опубликованного в журнале Astrophysical Journal Letters. Тогда исчезли приблизительно 60% видов морских беспозвоночных. Гамма-всплески - масштабнейшие космические катастрофы, сопровождающиеся в буквальном смысле исполинскими выбросами энергии - свечение одного всплеска может перекрывать свечение всех окружающих галактик, а то и всей Вселенной, доступной для наблюдения с Земли. Как правило, такие всплески очень кратковременны - от нескольких долей секунды до нескольких десятков (редко - сотен) секунд. Лишь недавно удалось проассоциировать некоторые всплески с видимыми объектами, но до сих пор не ясно окончательно, что является причиной этих явлений. Известно, что источники всех всплесков, которые ученые смогли пронаблюдать, находились далеко за пределами нашей Галактики. При этом, по мнению авторов доклада в Astrophysical Journal Letters (AJL), если такой всплеск произойдет в пределах нашей Галактики, это будет означать катастрофу для человечества. А если источник всплеска (предполагается, что таковым могут быть сталкивающиеся нейтронные звезды или черные дыры, а также коллапсирующие, превращающиеся в черные дыры, гигантские звезды) окажется в пределах 6 тыс. световых лет от Земли, то планету ждет полное опустошение. Гамма-излучение способно расщеплять озон, и, следовательно, мощный гамма-всплеск уничтожит озоновый слой Земли, в результате чего биосфера окажется беззащитной перед смертоносным ультрафиолетовым излучением Солнца. Компьютерное моделирование показало, что в течение нескольких недель исчезнет примерно половина озонового слоя. Кроме того, компьютерная модель свидетельствует, что и планктон, и все прочие формы морской жизни в пределах метра-двух от поверхности океана неизбежно должны погибнуть. В первую очередь это касается планктона. А поскольку тот - основа пищевой цепочки всей морской фауны, последствия окажутся катастрофическими. Ранее главной причиной Ордовикского вымирания считалось наступление Ледникового периода. Однако, по мнению авторов доклада в AJL, гамма-всплеск также должен был вызвать мощное похолодание, и если причиной того вымирания был действительно такой всплеск, его воздействие было вдвойне убийственным. На данный момент у человечества нет эффективных средств не только защиты, но даже и прогнозирования гамма-всплесков. В мая NASA планирует запустить аппарат Swift, автоматического "охотника" за гамма-всплесками, который, при удачном раскладе, сможет фиксировать два-три далеких всплеска в неделю. Пока все лишь этим и ограничивается. Об этом сообщает КомпьюЛента.