Бабочки на службе нанотехнологов

Изучение чешуйчатого покрытия крыльев бабочек позволило нанотехнологам разработать наноразмерные фотонные устройства. Ученые изготовили из оксида алюминия копии чешуек крыльев бабочки вида Morpho peleides, обитающей в дождевых лесах Центральной и Южной Америки. Искусственные чешуйки обладали такими же физическими и оптическими свойствами, как их природные прототипы.

Чжун Лин и его коллеги из технологического института Джорджии смогли воспроизвести шаблоны нанометровых размеров из оксида алюминия (алюмина), аналогичные наноструктурам, расположенных на чешуйчатом покрытии крыльев бабочки. Ученые выяснили, что чешуйки на их крыльях переливаются разными цветами не только в зависимости от того, под каким углом на них падает освещение, но и в зависимости от толщины чешуи в данной области крыльев, сообщает CNews.ru.

На основе полученного «слепка» исследователям удалось воспроизвести эту довольно сложную структуру и добиться ее массового повторения. В ходе исследований также выяснилось, что, изменяя толщину полученных алюминиевых слепков, можно варьировать цвета отраженного от них света. Варьируя толщину образца в пределах от 10 до 40 нанометров, удалось получить переходы от исходного голубого к зеленому, желтому, оранжевому и розовому.

Авторы исследования считают, что искусственные крылья бабочек позволят существенно усовершенствовать современные оптические волноводы.