Земля едва не погибла 2 миллиона лет назад, столкнувшись с плотным и холодным облаком межзвёздного газа

В США доказали прохождение Земли сквозь холодное облако 2 млн лет назад

Около 2 миллионов лет назад Солнечная система могла пройти сквозь плотное облако из холодного межзвёздного газа, высчитали американские астрофизики. Об опубликованном в Nature Astronomy исследовании пишут во вторник argumenti.ru со ссылкой на сообщение ТАСС.

"Межзвёздная среда за пределами Солнечной системы обычно редко и слабо влияет на жизнь на Земле, — объясняет один из его авторов, профессор Гарвардского университета Абрахам Лёб. — Мы открыли возможные свидетельства того, что прохождение Солнечной системы через плотное облако газа привело к тому, что Земля на протяжении длительного времени подвергалась действию необычно большого числа космических лучей и атомов водорода".

Солнечной системе повезло: она находится внутри так называемого Местного пузыря — относительно разреженной области межзвёздной среды. Однако и в нём есть несколько небольших, но плотных скоплений нейтрального газа и пыли.

Учёные смоделировали траектории их движения и пришли к выводу, что одно из них — Местное холодное облако Рыси — лежало на пути нашего светила. Около 2 миллионов лет назад Солнечная система могла с ненулевой вероятностью пролететь через хвост этого газопылевого образования.

Если так и было, то гелиосфера — область, в которой Солнце надёжно защищает всё в ней находящееся от неблагоприятных космических условий, — должна была сжаться с нынешних 130 астрономических единиц всего до 0,22 а. е. В этом случае Земля оказывалась вне защитного пузыря и подвергалась бомбардировке протонами и воздействию космических лучей, что могло повлиять и на климат, и на эволюцию, и в целом создать адскую обстановку на планете.

Косвенным подтверждением выкладок учёных может быть повышенное содержание на Земле железа-60 и плутония-244, относящееся к этим временам. Раньше его связывали с взрывами близлежащих сверхновых.