Иммунотерапия рака: "убить" опухоль помогут специальные антитела

Антитела, которые могут присоединиться к иммунным клеткам, заставив их атаковать раковую опухоль, случайно открыли американские нейробиологи. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science Immunology.

Как рассказывает один из исследователей, Говард Уайнер из Гарвардского университета США, произошло это во время изучения особой группы Т-клеток. Тогда у ученых появилась идея: попробовать использовать прошлые наработки для того чтобы включить иммунную систему, а не выключить ее.

До того момента, как клетки раковой опухоли приобретают способность двигаться, создавая метастазы, иммунная система неплохо справляется с их сдерживанием. Однако потом она "перестает видеть" опухоль и не пытается ее подавить. В то же время иммунные клетки крайне редко проникают в опухоль и начинают уничтожать ее изнутри. Причина этого явления неизвестна.

Команда Уайнера несколько лет работает над разработкой методов лечения рассеянного склероза. При этой аутоиммунной болезни иммунные клетки атакуют нейроны мозга. Нейробиологи хотели создать такое антитело, которое не давало бы клеткам нападать на нервную ткань.

Во время экспериментов с мышами ученые заметили, что в мозге здоровых грызунов необычно много особых Т-клеток, которых не было в нервной ткани у мышей с рассеянным склерозом, но которые в большом числе присутствовали в раковых опухолях.

Неужели такие клетки могут мешать другим клеткам иммунной системы проникать в раковые опухоли? Ученые проверили эту идею при помощи антител, созданных для подавления Т-клеток во время экспериментов на мозге мышей.

В результате выяснилось, что противораковая активность иммунных клеток заметно повысилась за счет блокировки способности Т-клеток вырабатывать "сигналы паники", молекулы бета-TGF, которые отпугивают лимфоциты, уничтожающие одиночные раковые клетки вне пределов опухоли.

Затем ученые проверили, смогут ли эти антитела способствовать уничтожению опухоли у мышей. Имплантировав грызунам несколько культур рака, ученые ввели в их кровь антитела и проследили, повлияет ли это на рост раковых клеток.

Как показал эксперимент, антитела действительно заставляли иммунные клетки проникать в опухоли, и благодаря этому их рост или замедлился, или полностью остановился. Подобная реакция наблюдалась сразу для нескольких типов рака — меланомы, рака прямой кишки и рака мозга.

Этим открытием уже заинтересовалась компания Tilos Therapeutics, которая поможет ученым приспособить эти антитела для работы в организме человека и провести клинические испытания. Но не стоит ждать, что такое лекарство от рака появится в больницах уже завтра: работы биологам здесь еще на несколько лет.

Над лекарством от рака работают ученые в разных странах мира. Сейчас специалисты из России, Чехии и Испании поняли, как блокировать раковым клеткам доступ к энергии. Они научились уничтожать "энергетические станции" — митохондрии и прекращать процесс их восстановления. Делается это при помощи антибиотиков.