«Школа жизни» в животном мире

Сразу после рождения детёныши сурикат (Suricata suricata) ещё не знают, каким образом употреблять в пищу и охотится на скорпионов, ящериц и других потенциально опасных животных. Эти знания преподаются в своеобразной «школе жизни», которая существует в каждой колонии этих замечательных зверьков. Исследователи заметили, что некоторые взрослые «учителя» приносят мертвых животных на территорию колонии и обучают детёнышей азам добывания пищи. Через некоторое время «сурикаты-педагоги» приносят раненную добычу (например, скорпиона с отгрызенным жалом), а затем «убеждают» молодняк охотится самостоятельно.

Авторы статьи, опубликованной в Science, считают, что они обнаружили ещё один пример обучения молодняка обществом. Такие примеры в дикой природе встречаются достаточно редко. Они отмечены у человека и у некоторых видов муравьёв. В то же время авторы упускают из виду человекообразных обезьян, которые также обучают своих детёнышей. Нечто подобное наблюдается у медведей. Пестун-медведь «нянчит» своих младших братишек и сестрёнок. Однако не следует путать эти примеры с воспитанием детёнышей их родителями, в животном мире такое явление встречается повсеместно.

Ученые Кембриджского университета в течение нескольких лет наблюдали за общественной жизнью сурикат в Южной Африке. Эти родственники мангустов обитают в группах до 40 особей. Колонией «заправляет» доминирующая пара, которая оставляет потомство. Кроме неё в колонии обитают другие, недоминантные особи, также способные размножаться, но делают они это реже, и «недоминантные» сурикаты берут на себя ответственность за воспитание подрастающего потомства, обитающего в колонии.

Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН