Астрономы зафиксировали вспышки в центре Галактики

Астрономы Европейской южной обсерватории (Чили) во время одновременных наблюдений с двух телескопов зафиксировали вспышки, порожденные гигантской черной дырой в центре нашей Галактики, говорится в сообщении обсерватории. Супермассивные черные дыры существуют в центре многих галактик.

Такие черные дыры формируются при коллапсе центральной части галактики или пра-галактического газа. По данным ученых, мощный радиоисточник Стрелец А* в центре нашей Галактики и есть такая черная дыра. Она расположена в 2,6 тысячи световых лет от Земли, ее масса оценивается в 3,7 миллиона масс Солнца. Одновременные наблюдения с двух расположенных в Чили телескопов - VLT и APEX - позволили астрономам зафиксировать рядом с черной дырой мощные вспышки в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах.

"Подобные наблюдения... - единственный способ понять, что происходит рядом с черной дырой", - говорит Андреас Эккарт (Andreas Eckart), один из авторов исследования, которое будет опубликовано в журнале Astronomy and Astrophysics. Излучение Стрельца А* ученые связывают с потоками газа, которые тяготение черной дыры "стягивает" с ближайших звезд. Ученые отметили, что в инфракрасном диапазоне вспышка наблюдалась примерно на полчаса раньше, чем в субмиллиметровом.

По мнению исследователей, это связано с быстрым - на скорости около 5 миллионов километров в час - расширением газовой струи, что привело к изменению характера излучения. Хотя скорость эта весьма велика, она составляет лишь 0,5% скорости света, а газу на таком расстоянии от черной дыры требуется набрать половину этой скорости, чтобы справиться с ее тяготением. Поэтому струи газа не уходят от черной дыры, а начинают растягиваться и вращаться вокруг нее, что вызывает расширение газа. Астрономы рассчитывают, что будущие наблюдения позволят им проверить полученную модель, пеедает РИА Новости.