В том, что обезьяна обрела разум и превратилась в человека, "виноваты" гены

Удвоение "мусорной" ДНК около трех миллионов лет назад позволило предкам человека обрести разум и постепенно научиться создавать орудия труда.

Об этом на встрече Американского общества человеческой генетики заявили исследователи.

За последние годы ученые открыли несколько сотен генов, отвечающих за развитие мозга и отличающихся по структуре в геномах человека и шимпанзе. Однако им так и не удавалось найти те участки ДНК, которые отвечали за необычайно крупные, по сравнению с остальным телом, размеры нашего мозга.

Нейрофизиологи и генетики довольно давно высказали предположение, что причина разительного отличия двух видов кроется не столько в структуре генов, сколько в их в разной активности.

Первые практические подтверждения этой гипотезы ученые смогли найти около двух лет назад, после того, как часть участков "мусорной" ДНК человека, управляющей активностью соседних с ней генов, были пересажены в геном зародыша мыши. Эта процедура заметно увеличила размеры мозга эмбриона, однако ученым не удалось проследить за его дальнейшим развитием, так как эксперимент был прекращен по этическим причинам.

Последние исследования позволили ученые подтвердить свою гипотезу: они открыли несколько новых участков "мусорной" ДНК, связанных с развитием типично человеческих черт мозга. Для этого были изучены достаточно длинные участки этой ДНК, повторяющиеся несколько раз в геноме человека, но отсутствующие в генетическом материале приматов или других животных.

Многие из этих последовательностей являются почти полностью идентичными друг другу, из-за чего ученые раньше считали их ошибками секвенирования и просто удаляли их из данных.

Теперь же стало понятно, насколько важную роль они играли в работе генома человека и в том, что отличает людей и приматов. В общей сложности генетикам удалось открыть примерно две сотни подобных повторяющихся участков, так или иначе влиявших на развитие мозга человека.

К примеру, трансплантация "мусорной" ДНК, окружающей ген SRGAP2С, "дирижер" роста нейронов, заметно увеличила размеры префронтальной коры и повысила число связей между ее нейронами в мозге зародыша мыши. Этот ген и связанная с ним "мусорная" ДНК появились примерно три миллиона лет назад, когда люди начали осваивать орудия труда и становиться прямоходящими.

Напомним, небольшие мутации всего в двух генах, которые управляют склеиванием нейронов между собой, покрыло мозг предков человека извилинами.

В отличие от большинства животных, не считая китов, обезьян и некоторых других млекопитающих, покрыта множеством извилин. Долгое время неизвестными для науки оставались причины их появления и сам механизм формирования.