Генетики: первые люди были похожи на африканцев

Первые аборигены Европы были очень пестрым народом как с темной, так и со светлой кожей и волосами, но до того, как наши предки начали покидать "колыбель человечества" восточную или южную Африку, все они были похожи на современных африканцев.

К такому выводу пришли ученые, проанализировав "обрывки" неандертальской ДНК в геномах современных людей. Об этом говорится в статье, опубликованной в American Journal of Human Genetics.

По словам Джанет Келсо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия), ученые выяснили, что от неандертальцев человечество унаследовало не только гены иммунной системы и предрасположенность к определенным болезням, но и то, в какой тон окрашена кожа, как быстро она загорает и как выглядят волосы.

Примерно 200-300 тысяч лет назад люди стали проникать в северные регионы Европы и Азии, и им пришлось приспосабливаться к радикально новым условиям обитания. Адаптация прошла молниеносно: всего за несколько поколений будущие европейцы и азиаты приобрели гены, связанные со светлой окраской кожи, крепким иммунитетом и повышенной стойкостью к потерям тепла и другие приспособления, необходимые для выживания на суровом Севере.

Часть этих генов могла быть унаследована от неандертальцев, с которыми кроманьонцы контактировали 50-100 тысяч лет назад.

По текущим оценкам генетиков современные люди унаследовали примерно 2-4% своей ДНК от неандертальцев, причем число подобных генов, как показывают последние исследования, постепенно уменьшается с каждым новым поколением, так как большая часть из них является неблагоприятной для выживания и продолжения рода.

Для того, чтобы понять, как именно происходит процесс "вымирания" неандертальской ДНК, ученые проанализировали структуру обрывков генома первых жителей Европы, сохранившихся в ДНК примерно 112 тысяч британцев, участвовавших в проекте Biobank.

Сопоставляя различия в ДНК и особенности жизни разных добровольцев, Келсо и Даннеманну удалось подтвердить то, что неандертальцы действительно помогли нашим предкам приспособиться к жизни на севере, а также найти несколько новых любопытных элементов неандертальского наследия, о которых ученые раньше не подозревали.

Как выяснилось, современные люди унаследовали от неандертальцев не только те гены, которые связаны с голубой окраской глаз и светлой кожей, но и с темными глазами и смуглой кожей, на что влияют вариации в гене BNC2. Также неандертальские гены достаточно сильно влияют на две другие вещи — режим сна и склонность к "совиному" распорядку дня, а также на то, как быстро загорает человек при походе на пляж.

Незаметно влиять на поведение человека и работу его организма могут и некоторые другие участки в ДНК человека, также полученные в наследство от неандертальцев. Так что, работы у генетиков впереди еще много — интересно понять, как эволюционировали наши предки.