Ученые ищут рецепт счастья

Человек в отменных кроссовках и багряной хламиде среди твидовых костюмов — зрелище довольно странное, но только если речь идёт не о Далай-ламе, почтившем своим присутствием Массачусетский технологический институт (MIT). Учёные мужи и 68-летний Далай-лама говорили о... человеческом счастье.

Непонятно которой стороной развязанная "война" между светской наукой и религией рано или поздно должна была окончиться. Раньше принято было считать, что это противостояние может завершиться только чьей-либо победой, но чем дальше продвигалась наука о человеке, тем меньше становилось причин для раздоров с мировыми религиями...

Далай-лама неоднократно говорил, что если бы ему не было уготовано судьбой стать монахом, он, разумеется, сделался бы инженером, поскольку всю жизнь питает глубокое восхищение перед наукой и всегда испытывал любопытство относительно устройства всех вещей в мире.

Посему видеть его среди нейрологов, психологов и специалистов по человеческому поведению не так уж и странно. Двухдневная конференция, в которой он принимал участие, именовалась "Изучение разума" (Investigating the Mind).

Но всё-таки, почему именно Далай-лама, а не кто-то другой? Дело в том, что буддисты на протяжении тысячелетий оттачивали медитационные методики с целью изучить природу человеческого разума, — используя сам разум и как средство, как инструмент исследования. Результаты этих исследований веками документировались и анализировались в учебных заведениях буддистских монастырей, причём совершенно научным образом — с точки зрения Западной мысли.

Прежде — по разным причинам, в том числе и вследствие взаимной подозрительности науки и любой мировой религии, — у буддистов и западных психологов, нейрологов, медиков и других специалистов просто не было возможности обменяться опытом. Так что большинство учёных просто не знало о существовании этого многовекового исследовательского проекта. А те, кто и знали, испытывали изрядный скепсис относительно его "субъективности" — уже сам факт того, что разум использовался для исследований него самого делал все исследования буддистов несостоятельными.

Однако сегодня, как утверждают организаторы конференции, специалисты по поведению живых существ склонны к расширению концептуальных рамок. Всё большее число учёных осознаёт, что интроспективное исследование может быть вполне доскональным и подробным, дополняя собой уже признанные методы наблюдений и измерений.

Конференция Investigating the Mind уже далеко не первая в своём роде. 17 лет назад Далай-лама способствовал запуску серии подобных мероприятий, так что последнее мероприятиее, случившееся 13-14 сентября 2003 года, стало уже 11 по счёту. Впервые, однако, она проводилась в стенах MIT. До этого все такие встречи происходили в собственном доме Далай-ламы — в индийском городе Дарамсале.

Практическая же цель у этих мероприятий очень простая: добиться всеобщего счастья.

Это, конечно, упрощённое определение. На самом деле речь идёт о совмещении опыта буддистов и западной науки с целью создания практических методик облегчения страданий и обуздания деструктивных эмоций и импульсов, которые лежат в основе всех человеческих раздоров. В глобальном масштабе.

На открытой конференции Investigating the Mind учёные и буддийские монахи занимались выработкой стратегии дальнейшего сотрудничества.

Тот факт, что на конференцию собрались 13 тысяч зрителей — просто зрителей — подтверждает слова председателя общества Mind & Life, одного из спонсоров мероприятия: сейчас — самое подходящее время для подобного сотрудничества: во-первых, интерес к буддизму в западном обществе чрезвычайно высок.

А во-вторых, технология достигла того уровня, на котором исследования природы человеческого счастья и человеческих страданий.

К таковым достижениямможно отнести системы магнитно-резонансной диагностики.

В 2002 году доктор Ричард Дэвидсон (Richard Davidson), директор Лаборатории эмоциональной нейрологии Университета штата Висконсин (University of Wisconsin), использовал магнитно-резонансный аппарат для исследований медитирующего буддийского монаха Мэтью Рикарда (Matthieu Ricard).

Покуда Рикард, у которого за плечами 30-летний опыт созерцательной практики, был погружён в состояние, называемое у буддистов "сочувственной медитацией", доктор Дэвидсон изучал работу его мозга.

Полученные результаты продемонстрировали у Рикарда повышенную активность в левой части предлобной доли коры головного мозга (располагается прямо над левым глазом). Это зона, которая ассоциируется с позитивными эмоциями. Иначе говоря, счастьем.

Ассоциируется по статистике: у людей, чей темперамент предрасположен к позитивным эмоциям, активность в этой части мозга всегда повышенная. И наоборот, люди с депрессивными характерами, склонные к негативным эмоциям, демонстрируют повышенную активность в правой части предлобной доли.

Однако активность левой части предлобной доли мозга Рикарда существенно превысила показатели других 150 человек, которые подверглись аналогичным исследованиям. Конечно, никто не знает, какова была картина до того, как Рикард стал монахом, однако сам факт столь повышенной активности свидетельствует о том, что духовные практики буддизма тут как минимум не ни при чём. Доктор Ричардсон уверен, что изучение мозговой активности монахов-буддистов поможет узнать, как человек с помощью медитации может выработать у себя более позитивный темперамент...

Буддисты на протяжении многих столетий утверждают, что медитация приносит огромную пользу разуму и телу. Но мир эмпирической науки требовал что-то большее, с его точки зрения, нежели "частные утверждения отдельных людей".

Как по этому поводу высказался настоятель буддийского монастыря Абхайягири, находящегося в Северной Калифорнии, "люди веруют в великого бога данных".

Далай-лама надеется, что исследователи найдут фактическое подтверждение тому, что медитация приносит пользу и в медицинском, и в эмоциональном плане. И тогда наука сможет предложить миру светский метод избавления от страдания и обретения счастья.

Если же нет...

По словам Далай-ламы, буддизм по природе своей открыт для исследований и перемен. И если сотрудничество с официальной наукой докажет, что от медитации никакого проку нет, говорит Далай-лама, то он всегда будет готов пересмотреть тысячелетние буддийские традиции.

Так что же, всё — и эти конференции, и всевозможные исследования — всё это относится к одной только медитации?

Нет. На конференции обсуждалась, в частности, способность буддистов достигать неестественного уровня внимания и сосредоточенности. Для человека, принадлежащего к западной цивилизации, сосредоточение на чём-то одном всегда или почти всегда связано с сознательными усилиями, в то время как для буддистов сосредоточиться никакого труда не составляет — после определённых тренировок.

Предложено также сосредоточить внимание учёных на образном мышлении буддийских монахов.

И последнее. На пресс-конференции представители науки подтвердили, по крайней мере, одно ключевое представление буддизма о человеке и природе: все люди по природе своей склонны более к добру, чем ко злу.

Известный психолог Джером Кейган (Jerome Kagan) известил собравшихся о том, что согласно результатам его исследований, этические представления являются "биологической чертой нашего вида" — человека разумного.

Далай-лама добавил к этому, что те, кто приносят страдания другим, неизбежно страдают сами.

Добавим, впрочем, что собрание усиленно охранялось спецслужбами. Угрозы терроризма, увы, отменить пока не удалось.

Обсудить